![]() | Железнодорожная линия
| ![]() |
|
Перечень раздельных и остановочных пунктов
Располо- жение, км, пк | Наименование остановочного или раздельного пункта | Год откры- тия {1} | Код ЕСР в 1981 году | Данные из Тарифного руководства № 4 по участку 58-046 (Сараевка – Старый Оскол) [1] | |||||
№ п/п | Код ЕСР | Расстояние | Выполняемые операции {2} | ||||||
от | до ст. Сараевка | до ст. Старый Оскол | |||||||
1км 1пк | станция Сараевка | 1876 | 45753 | 1 | 437234 | Сараевка | 0 км | 93 км | Б |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2км 9пк | пост 2 км | 2001 | |||||||
3км 3пк | станция Сараевка II (закр.) | 1977 | |||||||
7км 7пк | остановочный пункт Сеймица | 1952 | 45754 | 2 | 437259 | ОП Сеймица | 7 км | 86 км | О |
12км 10пк | остановочный пункт Сазановка | 1943 | 45755 | 3 | 437263 | ОП Сазановка | 12 км | 81 км | О |
22км 3пк | станция Кривецкая | 1943 | 45800 | 4 | 437808 | Кривецкая | 22 км | 71 км | П 1,3 |
24км 4пк | остановочный пункт 24 км | 1998 | 5 | 437846 | ОП Ост. Пункт 24 км | 24 км | 69 км | О | |
30км 10пк | остановочный пункт Приустье | 1943 | 45801 | 6 | 437812 | Приустье (рзд) | 30 км | 63 км | Б |
33км 5пк | остановочный пункт 34 км | 1975 | 7 | 437827 | ОП Ост. Пункт 34 км | 34 км | 59 км | О | |
42км 3пк | станция Чаплыжное | 1943 | 45810 | 9 | 437901 | Чаплыжное | 42 км | 51 км | Б 1,3,8н,10н,11н |
57км 5пк | остановочный пункт 57 км | 2005 | 11 | 437954 | ОП Ост. Пункт 57 км | 57 км | 36 км | О | |
59км 2пк | остановочный пункт Осколец | 1943 | 45812 | 12 | 437920 | Осколец | 58 км | 35 км | Б |
62км 1пк | остановочный пункт Зареченка | 1965 | 45813 | 13 | 437935 | ОП Зареченка | 62 км | 31 км | О |
64км 7пк | остановочный пункт 64 км (закр.) | 1991 | 14 | 437969 | ОП Ост. Пункт 64 км | 64 км | 29 км | О | |
66км 2пк | остановочный пункт Губкин-Пассажирский | 1961 | 15 | 437949 | ОП Губкин-Пассажирский | 66 км | 27 км | Б | |
71км 3пк | остановочный пункт Карьерная (закр.) | 1964 | 45821 | 17 | 438016 | ОП Карьерная | 71 км | 22 км | О |
73км 9пк | остановочный пункт Лебединский Рудник (закр.) | 1965 | 45822 | 18 | 438020 | ОП Лебединский Рудник | 73 км | 20 км | О |
74км 7пк | станция Лебеди | 1960 | 45830 | 19 | 438105 | Лебеди | 74 км | 19 км | Б 3 |
77км 3пк | разъезд 77 км (закр.) | 1952 | |||||||
80км 3пк | остановочный пункт Песчанка | 1964 | 45833 | 22 | 438139 | ОП Песчанка | 79 км | 14 км | О |
81км 4пк | станция Ездоцкий | 1943 | 45840 | 23 | 438247 | Ездоцкий | 80 км | 13 км | Б |
84км 1пк | станция Стойленская | 1969 | 45841 | 438406 | О 3,8н,10н,11н,12н | ||||
84км 1пк | станция Стойленская парк «А» | 1967 | |||||||
86км 2пк | остановочный пункт Казацкая (закр.) | 1967 | |||||||
86км 5пк | остановочный пункт Гумны | 1958 | 45842 | 24 | 438317 | ОП Гумны | 87 км | 6 км | О |
88км 4пк | остановочный пункт Ямская | 1961 | 45843 | 25 | 438321 | ОП Ямская | 90 км | 3 км | О |
90км 5пк | путевой пост Пост 90 км | 1952 | 26 | 438425 | Пост 90 км (пп) | 92 км | 1 км | Х | |
91км 1пк | пост 91 км (закр.) | 1948 |
Современное состояние
Железнодорожная линия Сараевка – Старый Оскол входит в состав Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги ОАО «РЖД», являясь частью железных дорог общего пользования. Линия пролегает по территории Солнцевского и Мантуровского районов Курской области и Губкинского и Старооскольского городских округов Белгородской области, её протяжённость составляет 93 километра (километраж отсчитывается от Сараевки).
На участке Сараевка – Ездоцкий линия двухпутная, неэлектрифицированная. Имеются четыре станции: Кривецкая, Чаплыжное, Губкин и Лебеди, которые делят оборудованный односторонней 3-значной автоблокировкой участок на 5 перегонов:
• Сараевка – Кривецкая (по ___ блок-участков в каждом направлении),
• Кривецкая – Чаплыжное (по ___ блок-участков в каждом направлении),
• Чаплыжное – Губкин (по 11 блок-участков в каждом направлении),
• Губкин – Лебеди (по 3 блок-участка в каждом направлении),
• Лебеди – Ездоцкий (по ___ блок-участков в каждом направлении).
Перегон Стойленская парк «А» – Пост 90 км двухпутный, электрифицированный переменным током напряжением 25 кВ. Оборудован устройствами автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования АБЦМ-А с тональными рельсовыми цепями по техническим решениям ЖДРТ.424345.0-100ТР1; движение в неправильном направлении по сигналам АЛС (по 3 блок-участка в каждом направлении).
Участок Пост 90 км – Старый Оскол представляет собой три однопутные, электрифицированные переменным током напряжением 25 кВ соединительные ветви, образующие железнодорожную развязку с направлением Елец – Валуйки. Ветка IКП ведёт на Валуйки, ветви IППЛ и IIППЛ – на Елец. Каждая из них оборудована устройствами однопутной двухсторонней трёхзначной кодовой автоблокировки переменного тока 25 Гц без перегонных светофоров по типовым проектным решениям МРЦ 15-78.
Искусственные сооружения, переезды, входные и проходные светофоры (жирным шрифтом выделены остановочные пункты и объекты, находящиеся в границах раздельных пунктов):
• 2км 9пк – пост 2 км;
• 3км 1пк – входные светофоры «НС» и «НСД» станции Сараевка (фото, фото, фото, фото);
• 41км 4пк – входные светофоры «Ч» и «ЧД» станции Чаплыжное (фото);
• 42км 8пк – труба (фото);
• 41км 4пк – входные светофоры «Н» и «НД» станции Чаплыжное (фото, фото);
• 49км 3пк – неохраняемый переезд (фото, фото);
• 57км 5пк – остановочный пункт 57 км;
• 57км 10пк – два моста через р. Осколец (фото, фото, фото);
• 58км 1пк – неохраняемый переезд (фото);
• 59км 2пк – проходной светофор «8» перегона Чаплыжное – Губкин (фото);
• 59км 2пк – остановочный пункт Осколец;
• 59км 8пк – КТСМ на чётном пути перегона Чаплыжное – Губкин, смонтированный в 2017 году (фото);
• 60км 2пк – проходной светофор «13» перегона Чаплыжное – Губкин;
• 61км 7пк – проходной светофор «15» перегона Чаплыжное – Губкин (фото);
• 61км 7пк – закрытый в 2021 году неохраняемый переезд (фото, фото, фото);
• 61км 7пк – проходной светофор «6» перегона Чаплыжное – Губкин (фото);
• 61км 8пк – круглая железобетонная труба (фото, фото);
• 62км 1пк – остановочный пункт Зареченка;
• 62км 4пк – железобетонная труба;
• 63км 1пк – железобетонный мост, построенный в 1956 году мостопоездом № 402 (фото, фото, фото);
• 64км 5пк – охраняемый переезд (фото);
• 64км 7пк – закрытый остановочный пункт 64 км;
• 65км 10пк – проходной светофор «19» перегона Чаплыжное – Губкин (фото);
• 66км 1пк – двойная труба (фото);
• 66км 2пк – остановочный пункт Губкин-Пассажирский;
• 66км 4пк – проходной светофор «2» перегона Чаплыжное – Губкин (фото);
• 70км 7пк – два железобетонных моста (фото);
• 70км 8пк – проходной светофор «4» перегона Губкин – Лебеди (фото);
• 71км 1пк – железобетонный автомобильный путепровод (автодорога 14К-2 Короча – Горшечное) над железной дорогой (фото);
• 71км 3пк – труба (фото);
• 71км 3пк – закрытый остановочный пункт Карьерная;
• 71км 6пк – проходной светофор «1» перегона Губкин – Лебеди (фото);
• 71км 10пк – два железобетонных моста;
• 72км 2пк – проходной светофор «2» перегона Губкин – Лебеди;
• 72км 10пк – проходной светофор «3» перегона Губкин – Лебеди (фото);
• 73км 6пк – входные светофоры «Ч» и «ЧД» станции Лебеди (фото);
• 73км 7пк – железобетонный мост;
• 73км 9пк – охраняемый переезд (фото);
• 73км 9пк – закрытый остановочный пункт Лебединский Рудник;
• 80км 2пк – входные светофоры «Ч» и «ЧД» станции Ездоцкий;
• 80км 3пк – остановочный пункт Песчанка;
• 87км 4пк – проходной светофор «4» перегона Стойленская парк «А» – Пост 90 км (фото);
• 87км 6пк – остановочный пункт Гумны;
• 87км 8пк – железобетонный автомобильный путепровод (Комсомольский проспект города Старого Оскола) над железной дорогой (фото);
• 88км 2пк – труба;
• 88км 4пк – остановочный пункт Ямская;
• 88км 5пк – надземный пешеходный переход (фото);
• 88км 8пк – проходной светофор «2» перегона Стойленская парк «А» – Пост 90 км (фото);
• 88км 10пк – проходной светофор «3» перегона Стойленская парк «А» – Пост 90 км (фото);
• 89км 4пк – два металлических моста через р. Оскол (фото, фото, фото);
• 90км 1пк – входной светофор «ЧД» путевого поста Пост 90 км;
• 90км 2пк – входной светофор «Ч» путевого поста Пост 90 км (фото);
• 90км 5пк – регулируемый неохраняемый переезд (фото).
Историческая справка
История железнодорожной линии Сараевка – Старый Оскол началась в 1933 году, когда было принято решение о строительстве подъездного пути к селу Коробково (в настоящее время находится в черте города Губкина), где 27.04.1933 на опытной шахте была добыта первая железная руда Курской магнитной аномалии (КМА). После проведённых местными инженерами исследований в 10.1933 началось строительство железной дороги Старый Оскол – Коробково, однако из-за недостаточного финансирования работы велись очень медленно.
В 11.1935 первые 5000 тонн богатой железной руды, добытой на шахте имени Губкина, были отправлены на Липецкий завод «Свободный сокол». По-видимому, к этому времени однопутная железнодорожная ветка была введена в эксплуатацию, по крайней мере до Лебединского участка «КМАстроя».
В 06.1936 на шахте произошла серьёзная авария, вследствие чего на два года было остановлено её дальнейшее строительство и эксплуатация, железнодорожная линия была законсервирована.
В 1939 году работы на шахте были возобновлены, но стройку тормозила недостроенная железная дорога. Вагоны ходили тогда за полтора часа от Старого Оскола до Лебедей. Так об этом свидетельствует статья в газете «Курской правды» от 22.05.1939 под заголовком «Что мешает развертыванию работ на КМАстрое»:
На строительной площадке «КМАстроя» сейчас работает 300 рабочих и инженерно-технических работников. В третьем квартале должны развернуться основные работы по освоению в этом году тех средств, которые отпускает правительство на сооружение шахт. Между тем положение с подготовкой к этим работам внушает серьезную тревогу. Многое из того, что сейчас тормозит стройку, можно было бы давно устранить, если бы некоторые организации относились к своим обещаниям и обязательствам с большой ответственностью.
Единственный путь, через который можно перебросить капитальное оборудование на «КМАстрой» – это железнодорожная ветка от станции Старый Оскол до Коробковского участка. В свое время строительство ж. д. ветки было доведено лишь до Лебединского участка и на этом было законсервировано. Сейчас необходимо форсировать строительство
Достройка железной дороги была взята под особый контроль. Начальник «кмастроевской» дороги Филипп Осипович Строцкий был обеспечен всем необходимым, было выделено 400 человек рабочих, в основном женщин, проживающих в сёлах вдоль трассы до Старого Оскола, два паровоза, мотовоз, состав из 6 вагонов. Особой заботой было окружено строительство деревянного моста через реку Оскол, а всего было построено 10 мостов по трассе. Труд строителей ознаменовался успехом, железная дорога от Старого Оскола до шахты имени Губкина, так называемая «ветка КМА», вступила в строй осенью 1939 года. Как видно из фрагмента довоенной топографической карты, раздельных пунктов на построенной железнодорожной ветке не было. Имелось только ответвление к Песчанскому спиртовому заводу.
![]() |
Железнодорожная ветка Старый Оскол – Коробково (от Коробково до Песчанки). топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1939-1941 гг. |
---|
![]() |
Железнодорожная ветка Старый Оскол – Коробково (от Лукьяновки до Старого Оскола). топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1939-1941 гг. |
---|
Во время Великой Отечественной войны, ввиду угрозы захвата шахты, ценное горное оборудование было поднято на поверхность и погружено на два железнодорожных состава для отправки на Урал. После этого движения по ветке не было. По некоторым данным, рельсы были сняты и вывезены в Воронежскую область под Острогожск.
Вечером 02.07.1942, в день оккупации Старого Оскола и рабочего посёлка имени Губкина германо-венгерскими войсками, на ветку Курской магнитной аномалии попытался выйти бронепоезд № 2 «Лазарь Каганович» 39-го отдельного дивизиона бронепоездов, так как выход со станции Старый Оскол в сторону Касторной был невозможен из-за подрыва всех стрелочных переводов и станционных устройств северной горловины. Однако, проехав по ветке КМА небольшое расстояние, бронепоезд был вынужден был остановиться и вернуться назад на станцию Старый Оскол, поскольку деревянный мост через реку Оскол был взорван.
В 02.1943 после освобождения территории Красной Армией выяснилось, что железнодорожное полотно ветки КМА было сильно разрушено и требовало восстановления.
К началу лета 1943 года советские войска на Курском выступе оказались в крайне тяжёлой ситуации с доставкой грузов. В их распоряжении имелась только однопутная железнодорожная линия Касторная – Мармыжи – Курск, которая была способна пропускать не более 16 пар поездов в сутки, что было явно недостаточно для снабжения пяти армий Центрального и трёх армий Воронежского фронтов. Назрела необходимость в строительстве линии, соединяющей Московско-Донбасскую и Южную железные дороги в полосе Воронежского фронта. 08.06.1943 вышло постановление Государственного Комитета Обороны СССР № 3532сс, которым предписывалось к 15.08.1943 построить железнодорожную линию Старый Оскол – Ржава протяжением 95 километров. Строительство возлагалось на Управление Военно-восстановительных работ № 3 Воронежского фронта (начальник – генерал-майор технической службы П. А. Кабанов). Начальником строительства был назначен командир 19-й железнодорожной бригады полковник А. Н. Ткачёв. Объекту было присвоено наименование «Строительство № 217».
Из-за сжатых сроков строительства проектирование линии проводилось одновременно с выполнением основных работ. Исходя из условий рельефа местности примыкание строившейся железной дороги к магистрали Белгород – Курск было решено произвести не на станции Ржава, а в Сараевке. Предстояло проложить с нуля 68 километров трассы, а оставшуюся часть образовало полотно подъездного пути Старый Оскол – Коробково, который нуждался в реконструкции и восстановлении. Линия строилась однопутной, по облегчённым техническим условиям. Пропускная способность её рассчитывалась на 12 пар поездов в сутки. Руководящий уклон предусматривался 12 тысячных, допускалось в местах больших земляных работ устройство временных обходов с уклонами 17 тысячных. Весовая норма поезда – 1000 тонн. Станционные пути укладывались длиной 720 метров. Ширину земляного полотна по верху запроектировали в 5 метров вместо установленных правилами технической эксплуатации 5,5 метров. Рельсы применяли старогодные, разных типов, за счёт снятия вторых путей на участках Ржава – Белгород и Льгов – Готня. Способ поездных сношений – телефонный.
Дорогу сооружали 7-я и 19-я железнодорожные бригады, отдельные части 8-й, 23-й, 25-й бригад и спецформирований НКПС. В июне на стройку дополнительно прибыли батальоны из других железнодорожных бригад. Мост через Сейм возводил 14-й мостовой батальон. На сооружении этой линии активное участие приняли путейцы Старооскольской дистанции пути. Неоценимую помощь в строительстве оказало местное население, привлекаемое по решению ГКО и местных партийных органов. Это был поистине героический трудовой подвиг женщин: колхозниц, служащих, домохозяек.
В тринадцатой пятилетке (1991 – 1995 гг.) предполагалось электрифицировать линию Сараевка – Старый Оскол, но распад Советского Союза не позволил реализовать намеченные планы.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
В 1999 году участок Старый Оскол – Стойленская парк «Б» был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ.
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
01.09.2013 из-за недостатка компенсации субъектами РФ убытков от государственного регулирования тарифов отменены пригородные поезда № 6509 Ржава – Старый Оскол (отправление в 14.13, прибытие в 17.27) и № 6510 Старый Оскол – Ржава (отправление в 19.09, прибытие в 22.26).
20.01.2014 из-за недостатка компенсации субъектами РФ убытков от государственного регулирования тарифов отменены пригородные поезда №№ 6501/6502 Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол, №№ 6511/6512 Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол и №№ 6507/6508 Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол.
28.01.2014 в связи c достигнутыми договорённостями между ОАО «ППК «Черноземье» и администрациями Белгородской и Курской областей по согласованию размеров движения пригородных поездов на первый квартал 2014 года, возобновилось движение поездов №№ 6501/6508 Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол и №№ 6511/6512 Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол.
22.12.2014 отменён пригородный поезд № 6511 Старый Оскол – Ржава (отправление в 18.55, прибытие в 22.08).
23.12.2014 отменён пригородный поезд № 6512 Ржава – Старый Оскол (отправление в 04.32, прибытие в 07.44).
20.02.2017 в связи с исключением из договора транспортного обслуживания пригородных поездов № 6501/6508 сообщением Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол правительством Белгородской области (по договорённости с администрацией Курской области) отменены остановки данных поездов на участках Старый Оскол – о.п. Губкин-Пассажирский и о.п. Губкин-Пассажирский – о.п. Приустье.
В 12.2020 на перегонах Кривецкая – Чаплыжное и Стойленская парк «А» – Пост 90 км введены в эксплуатацию устройства автоматической блокировки с централизованным размещением оборудования АБЦМ-А с тональными рельсовыми цепями по техническим решениям ЖДРТ.424345.0-100ТР1.
Примечания
{1} Указан либо год открытия раздельного/остановочного пункта, либо год его первого упоминания в документах (справочниках, схемах, картах и т.д.). Более подробную информацию можно попробовать найти непосредственно на странице раздельного/остановочного пункта.
{2} В нижеприведённой таблице указана расшифровка используемых в Тарифном руководстве
Условное обозначение | Производимые коммерческие операции |
П | Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа. |
---|---|
Б | Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа не производится. |
К1 | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на станциях. |
К2 | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на станциях. |
К1н | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования). |
К2н | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования). |
О | Посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения. Приём и выдача багажа не производится. |
Х | Грузовые и коммерческие операции не производятся. |
§ 1 | Приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций. |
§ 2 | Приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций. |
§ 3 | Приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования. |
§ 4 | Приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций. |
§ 5 | Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях. |
§ 6 | Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 7 | Зарезервировано. |
§ 8 | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на станциях. |
§ 8н | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 9 | Зарезервировано. |
§ 10 | Приём и выдача крупнотоннажных 20, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на станциях. |
§ 10н | Приём и выдача крупнотоннажных 10, 20, 30, 40, 45–футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 11 | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях. |
§ 11н | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 12 | Приём и выдача крупнотоннажных 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях. |
§ 12н | Приём и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 13 | Приём и выдача крупнотоннажных 10-футовых контейнеров на станциях. |
Г* | Приём и выдача грузобагажа предприятий, организаций и учреждений. |
М* | Продажа билетов в международном сообщении. |
Т* | Производство таможенных операций с багажом и грузобагажом в международном сообщении. |
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Официальный сайт
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |