![]() | Станция Сараевка II (закр.)(Курская область) | ![]() |
|
Название | Сараевка II |
---|---|
Регион | Курская область |
Год открытия | 1977 |
Код ЕСР | – |
Статус | Станция (закрытая) |
Принадлежность | – |
до 2001 года | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
Участок | Сараевка – Старый Оскол (3км 3пк) |
Перегон | Сараевка – Кривецкая (2-путный, неэлектрифицированный). |
Часть 1. Современное состояние
Закрытая и разобранная к 2001 году станция Сараевка II (Сараевка-2) располагалась в 4-х километрах к северо-западу от села Сараевка Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области на 3-м километре линии Сараевка – Старый Оскол. Западная часть её бывшей территории, где два пути неэлектрифицированного перегона Сараевка – Кривецкая сливаются в однопутную соединительную ветвь, выходящую на линию Курск – Белгород, в настоящее время входит в границы станции Сараевка Белгородского региона ЮВЖД, именуясь в служебных расписаниях как пост 2 км.
![]() |
Схема уцелевшей инфраструктуры. Обозначены также километровые знаки 2/3 и 3/4. составлена автором сайта |
---|
От былой инфраструктуры станции сохранились следующие строения и сооружения:
• 3-этажный пост электрической централизации (типовой проект 501-195 для участковых станций до 100 централизуемых стрелок) в западной горловине станции;
• 1-этажное строение неизвестного назначения рядом с постом ЭЦ;
• развалины в 70 метрах к югу от поста ЭЦ;
• 2-этажное здание неизвестного назначения в западной горловине станции (около стрелочного съезда 1/3 станции Сараевка);
• склад песка башенного типа в западной части станции ();
• две высокие грузовые платформы с правой стороны перегона Сараевка – Кривецкая по направлению на Сараевку; густая растительность не позволяет оценить точную длину платформ;
• низкая пассажирская платформа с асфальтовым покрытием длиной 200 метров, расположенная в междупутье перегона Сараевка – Кривецкая.
![]() |
![]() |
Заброшенный склад песка башенного типа. [2] 29.04.2018 | Заброшенный пост ЭЦ. [2] 29.04.2018 |
---|
![]() |
![]() |
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2] 29.04.2018 | Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2] 29.04.2018 |
---|
![]() |
![]() |
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2] 29.04.2018 | Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2] 29.04.2018 |
---|
![]() |
![]() |
Станция Сараевка II. Развалины за постом ЭЦ. [2] 29.04.2018 | Станция Сараевка II. Развалины за постом ЭЦ. [2] 29.04.2018 |
---|
![]() |
![]() |
Станция Сараевка II. Заброшенное 1-этажное строение. [2] 29.04.2018 | Станция Сараевка II. Дорожка от поста ЭЦ к путям. [2] 29.04.2018 |
---|
Часть 2. Историческая справка
Во второй половине 1970-х годов на линии Сараевка I – Старый Оскол началась масштабная реконструкция, проводимая военнослужащими Харьковской железнодорожной бригады: укладывался второй путь на перегонах, внедрялась автоблокировка и электрическая централизация, выполнялось спрямление трассы пути. Кроме упомянутых работ, на 3-м километре линии началось строительство участковой станции, получившей наименование Сараевка II. После реализации планов по электрификации железной дороги Сараевка I – Старый Оскол переменным током 25 кВ новая станция должна была стать местом стыкования двух систем тока (линия Курск – Белгород электрифицирована постоянным током 3 кВ), поэтому одновременно с укладкой станционных путей монтировалась контактная сеть. Станция Сараевка II изначально оборудовалась электрической централизацией.
Одновременно началось сооружение двух путепроводов для развязки в разных уровнях линий Курск – Сараевка I и Сараевка I – Старый Оскол. Всё это должно было значительно улучшить условия движения поездов с железорудной продукцией предприятий Курской магнитной аномалии в сторону Москвы и на металлургические заводы Украины.
![]() |
![]() |
Схема Сараевского железнодорожного узла. Составлена автором сайта. | Фрагмент схемы Юго-Восточной железной дороги в районе станции Сараевка II и поста 600 км. Схема 1990-х гг. |
---|
Южный путепровод для соединительной ветви Сараевка II – Сараевка I был предположительно построен к 1979 году, северный путепровод для соединительной ветви Сараевка II – пост 600 км закончили к 1982 году.
Таким образом, с западной стороны к станции Сараевка II примыкали 4 соединительные ветви (две от станции Сараевка I, две от поста 600 км), к восточной горловине – 2-путный перегон со станции Сазановка. Станция была поперечного типа с числом приёмо-отправочных путей не менее шести. В западной горловине между соединительными ветвями со станции Сараевка I строился пункт технического обслуживания локомотивов. Сведений о завершении его постройки у автора сайта нет, но, судя по тому, что поезд Старый Оскол – Москва – Старый Оскол на всём протяжении существования станции Сараевка II осуществлял смену локомотива на станции Ржава, Сараевка II так и не стала пунктом оборота локомотивов.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
К 2001 году станция Сараевка II была
![]() |
![]() |
Заброшенный пост ЭЦ. [2] 23.05.2005 (фотография сделана из окна поезда) | Заброшенный пост ЭЦ. [2] 23.05.2005 (фотография сделана из окна поезда) |
---|
Использованные источники
[1] Сайт
[2] Фотография автора сайта.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |