![]() | Остановочный пункт Осколец(Белгородская область) | ![]() |
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Остановочный пункт Осколец |
|
Название | Осколец |
---|---|
Регион | Белгородская область |
Год открытия | 1943 |
Код ЕСР | 437920 |
Статус | Остановочный пункт |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
Участок | Сараевка – Старый Оскол (59км 2пк) |
Перегон | Чаплыжное – Губкин (2-путный, неэлектрифицированный). |
Часть 1. Современное состояние
Описание составлено 16.02.2020 по фотографиям от 15.04.2017 и спутниковому снимку от 15.10.2019.
Остановочный пункт Осколец Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположен в селе Кандаурово Губкинского района Белгородской области на 59-м километре 2-путного неэлектрифицированного перегона Чаплыжное – Губкин (линия Сараевка – Старый Оскол).
В широком междупутье находятся две низкие пассажирские платформы, между которыми сохранились остатки нижнего строения приёмо-отправочного пути, существовавшего в те времена, когда Осколец являлся станцией. Платформа по направлению на Чаплыжное имеет длину около 150 метров, рассчитанную на эксплуатацию дизель-поездов серии ДР1. Большая часть её асфальтового покрытия поросла травой. На платформе установлены два погодных модуля (навесы для укрытия пассажиров от атмосферных осадков) и 7 железобетонных столбов (2 из них со светильниками). Платформа по направлению на Губкин выполнена из железобетонных плит и имеет длину около 25 метров. Она была сооружена в 1990-е годы, после того как станция Осколец лишилась путевого развития.
Справа от железнодорожного полотна по направлению на ст. Чаплыжное находится пассажирское здание (площадь внутренних помещений 217,6 кв. м), здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 87,9 кв. м), мачта радиосвязи и туалет. Оконные и дверные проёмы в зданиях заложены кирпичом. Вдоль железнодорожного пути установлены 6 железобетонных столбов (на одном закреплён светильник).
В обеих горловинах бывшей станции сохранились будки стрелочных постов. Кроме того, в западной горловине буквально в паре метров от железнодорожного пути находится заброшенное одноэтажное кирпичное здание с замурованными оконными и дверными проёмами. Здание расположено справа от железнодорожного полотна по направлению на ст. Губкин. Возможно, что это бывшая железнодорожная казарма. Однако топографическая карта масштаба 1:100 000 с состоянием местности на 1981 год (см. ниже) наводит на предположение, что это может быть бывшим станционным зданием. Дело в том, что, судя по значку станции на карте, именно в этом месте и с этой стороны от железной дороги располагалось пассажирское здание. Нынешнее же пассажирское здание находится с противоположной стороны от железной дороги в 700-х метрах от этого места.
С 20.02.2017 пригородные поезда здесь не останавливаются. Тем не менее, остановочный пункт Осколец продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4.
![]() |
![]() |
Заброшенное здание в западной горловине бывшей станции. 15.04.2017 [1] | Стрелочный пост в западной горловине бывшей станции. 15.04.2017 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Проходной светофор 8. 15.04.2017 [1] | Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Туалет. 15.04.2017 [1] | Вид в сторону ст. Губкин. 15.04.2017 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Бывшее пассажирское здание. 15.04.2017 [1] | Бывшее пассажирское здание. 15.04.2017 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Здание бывшего поста ЭЦ. 15.04.2017 [1] | Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017 [1] | Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017 [1] | Стрелочный пост в восточной горловине бывшей станции. 15.04.2017 [1] |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
Станция Осколец была открыта летом 1943 года[3] при завершении строительства однопутной железнодорожной линии Сараевка – Старый Оскол Южной железной дороги. Длина станционных путей составляла 720 метров, имелся пункт водоснабжения паровозов. Своё наименование раздельный пункт получил по названию крупного села, расположенного в 4,5 километрах к северо-западу.
Ночью 21.09.1943 на станции произошло крушение воинского эшелона, жертвами которого стали 20 военнослужащих 166-го отдельного инженерно-танкового полка 3-й гвардейской танковой армии (точное число погибших и раненых требует уточнения). В результате детонации артиллерийских боеприпасов уничтожено 6 колхозных амбаров, сгорели колхозный клуб и кузница.
С 04.10.1946 станция Осколец вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В 1962 году построена пассажирская платформа.
В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 30.05.1971 местоположение ст. Осколец – 57,8 км.
![]() |
Спутниковый снимок станции Осколец. 07.09.1975 |
---|
В 1975 году в канун 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на пассажирском здании станции была торжественно открыта мемориальная доска в память строителей линии Сараевка – Старый Оскол: «Железнодорожный участок Сараевка – Старый Оскол протяженностью 95 километров построен по решению Государственного Комитета Обороны СССР за 32 дня в июле 1943 года и сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских войск на Курской дуге. В сооружении участвовали железнодорожные войска и жители Курской и Белгородской областей.»
В 1978 году построено одноэтажное кирпичное здание поста ЭЦ.
В конце 1970-х годов в ходе масштабной реконструкции линии Сараевка – Старый Оскол станция Осколец была оборудована электрической централизацией, на примыкающих перегонах внедрили одностороннюю 3-значную автоблокировку и уложили вторые пути.
В 1979 году построено новое пассажирское здание.
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45812)[3]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.
![]() |
Участок от раз. Приустье до ст. Осколец. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1981 год |
---|
В советское время в пригородном движении на линии Сараевка – Старый Оскол работали дизель-поезда серии ДР1 Рижского вагоностроительного завода, поэтому длина пассажирской платформы станции составляла около 150 метров.
В 1980-е годы путевое развитие станции Осколец фактически представляло собой обгонный пункт с единственным приёмо-отправочным путём, расположенным между главных путей. В обеих горловинах этот приёмо-отправочный путь оканчивался тупиками, которые могли выполнять роль как предохранительных, так и вытяжных. Все три пути соединялись съездами. Грузовая работа на станции не велась.
В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 29.05.1988 местоположение ст. Осколец – 58,5 км.
В 1991 году станция Осколец являлась пунктом оборота для пригородного дизель-поезда № 6502/6503 сообщением Ржава – Осколец – Ржава.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
В середине 1990-х гг. на линии Сараевка – Старый Оскол началась массовая ликвидация раздельных пунктов. Не обошла эта участь и станцию Осколец, которая, потеряв к 1997 году путевое развитие, была преобразована в остановочный пункт.
В служебном расписании пригородных поездов 2008 года местоположение о.п. Осколец – 57,5 км.
![]() |
Линия Сараевка – Старый Оскол в окрестностях остановочного пункта Осколец. топографическая карта масштаба 1:50 000 по состоянию на 2000 год |
---|
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
В 2016 году в рамках мероприятий, проводимых под девизом «Год пассажира», на пассажирской платформе по направлению на ст. Чаплыжное были установлены два погодных модуля (навесы для укрытия пассажиров от атмосферных осадков).
20.02.2017 на о.п. Осколец отменена остановка единственной пары пригородных поездов № 6501/6508 сообщением Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол.
Наличие раздельного (остановочного) пункта Осколец на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного (остановочного) пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||
Сараевки | Ездоцкого | Старого Оскола | |||
1944 [4] | Осколец | Южная железная дорога | 58 | – | 35 |
1945 [5] | |||||
1948 [6] | Осколец | Белгородское отделение Южной железной дороги | |||
1952 [7] | |||||
1955 [8] | |||||
1962 [9] | |||||
1968 [10] | |||||
1975 [11] | |||||
1990 [12] | Осколец | Белгородское отделение Южной железной дороги | 58 | 22 | – |
1999 [13] | Осколец | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги | |||
2005 [14] | |||||
2019 [15] | Осколец | Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги |
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[9] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[10] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[11] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[13] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[14] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |