Станция Сараевка(Курская область) | ||
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Станция Сараевка |
|
Название | Сараевка |
---|---|
Прежние названия | Сараевка I, Ржава, Разъезд № 3 |
Регион | Курская область |
Год открытия | 1876 |
Код ЕСР | 437234 |
Статус | Промежуточная станция 5-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
до 1937 года | Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского |
до 19.07.1936 | Московско-Курская железная дорога |
до 1935 года | Южная железная дорога |
до 01.02.1934 | Южные железные дороги |
до 01.01.1907 | Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога |
до 1896 года | Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги |
до 01.11.1894 | Курско-Харьково-Азовская железная дорога |
Участок | Курск – Сараевка (602км 8пк) Сараевка – Белгород (602км 8пк) Сараевка – Старый Оскол (1км 1пк) |
Прилегающие перегоны | Солнцево – Сараевка (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Сараевка – Ржава (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Сараевка – Кривецкая (2-путный, неэлектрифицированный). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Сараевка расположена в 4-х километрах к северо-западу от одноимённого села Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области на 602-м километре линии Курск – Белгород. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Солнцево и Ржава, электрифицированные постоянным током 3 кВ, а также 2-путный неэлектрифицированный перегон со станции Кривецкая линии Сараевка – Старый Оскол. Все три перегона оборудованы 3-значной односторонней автоблокировкой.
Станция Сараевка поперечного типа, имеет 5 путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й и 4-й (все электрифицированы). От 4-го пути в чётном направлении начинается линия Сараевка – Старый Оскол, которая через полтора километра становится двухпутной. В противоположном направлении 4-й путь переходит в предохранительный тупик № 6. В чётной горловине раньше находился ещё один съезд между главными путями, о чём свидетельствует отсутствие стрелок с номерами 2 и 4 и сохранившаяся над разобранным съездом контактная сеть. Серьёзные изменения претерпело и путевое развитие нечётной горловины (подробности в исторической справке ниже).
Между I-м и II-м путями находится низкая пассажирская платформа длиной около 200 метров, капитально отремонтированная в 2018 году. Сбоку от 4-го пути расположена ещё одна низкая пассажирская платформа такой же длины, 150 метров которой в 2011 году прошли капитальный ремонт с укладкой железобетонных плит, установкой перильного защитного ограждения и металлического навеса от солнца и осадков. Позднее на боковой платформе доплнительно были размещены небольшой металлический павильон и скамейка. С этой же стороны от железнодорожных путей находятся одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 226,6 кв. м), выполненное по типовому проекту, пост ЭЦ (площадь внутренних помещений 209,3 кв. м), водонапорная башня и ряд других станционных построек. В обоих горловинах сохранились будки стрелочных постов.
Пассажирские платформы и стрелочные горловины освещаются прожекторами, установленными на 4-х железобетонных мачтах, и светильниками, смонтированными на железобетонных опорах контактной сети и столбах.
Станция оборудована электрической централизацией. По II-му пути установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для всех поездов – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.
Грузовая работа на станции не ведётся; маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Кривецкая.
Схематический план станции Сараевка по состоянию на 2013 год. |
---|
Входные светофоры Ч и ЧД. [1] Под пригласительными головками установлены световые указатели, сигнализирующие о том, что длина ограждаемого участка менее требуемого тормозного пути. 29.04.2018 | Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1] Видна контактная сеть над разобранным съездом 2/4. По изгибу станционных путей можно предположить, что в прошлом продолжением путей перегона являлись нынешние II-й и 4-й пути. 29.04.2018 |
---|
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1] 29.04.2018 | Будка бывшего стрелочного поста в чётной горловине. [1] 29.04.2018 |
---|
Чётная горловина. Призма предохранительного тупика. [1] 29.04.2018 | Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1] 29.04.2018 |
---|
Нечётные выходные светофоры. [1] 29.04.2018 | Вид в сторону станции Ржава. [1] 29.04.2018 |
---|
Боковая пассажирская платформа и станционные постройки. [1] 29.04.2018 | Навес для укрытия пассажиров от солнца и осадков. [1] 29.04.2018 |
---|
Здание поста ЭЦ. [1] 29.04.2018 | Пассажирское здание. [1] 29.04.2018 |
---|
Островная пассажирская платформа. [1] Платформа находится в состоянии ремонта, подготовлена подушка для укладки тротуарной плитки. 29.04.2018 | Островная пассажирская платформа. [1] 29.04.2018 |
---|
Чётные выходные светофоры. [1] 29.04.2018 | Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1] 29.04.2018 |
---|
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1] Справа – первый пикетный знак линии Сараевка – Старый Оскол. 29.04.2018 | Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1] Сохранился контактный провод над разобранным участком пути между стрелками №№ 11 и 1. 29.04.2018 |
---|
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ржава. [1] 29.04.2018 | Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ржава. [1] Раньше справа существовал ещё один путь, где находился светофор М1. 29.04.2018 |
---|
Начало разобранной соединительной линии на Старый Оскол. [1] Уцелела контактная сеть. 29.04.2018 | Ответвление на Старый Оскол. [1] 29.04.2018 |
---|
Километровый знак «1/2» линии на Старый Оскол. [1] 29.04.2018 | Входные светофоры Н и НД. [1] 29.04.2018 |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
Южные железные дороги от ст. Курск до ст. Белгород [3] по состоянию на 01.01.1909 | Южные железные дороги от ст. Курск до ст. Белгород [4] |
---|
Считается, что станция Сараевка ведёт свою историю с 1876
В Указателе русских железных дорог 1887
01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.
В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.
01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.
На схеме Южных железных дорог по состоянию на
На схеме 1918
В августе-сентябре 1919 года разъезд Сараевка неоднократно становился местом боёв между бронепоездами Красной и Добровольческой армий.
В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) Сараевка раз. указан на расстоянии 602 километров от Москвы.
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.
В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг.) Сараевка раз. указан на расстоянии 602 километров от Москвы.
В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).
В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1936 года) Сараевка раз. указан на расстоянии 604 километров от Москвы.
19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.
В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Сараевка раз. указан на расстоянии 603 километров от Харькова.
В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.
В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений на 1940 год Сараевка указана на расстоянии 603 километров от Москвы.
Летом 1943 года после завершения строительства линии Сараевка – Старый Оскол станция Сараевка становится узловой.
С 04.10.1946 станция Сараевка вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В конце 1970-х годов на 2-м километре линии Сараевка – Старый Оскол была построена станция Сараевка II. Предполагалось, что после электрификации этой линии переменным током 25 кВ Сараевка II станет станцией стыкования двух систем тока. Одновременно для развязки в разных уровнях линий Курск – Сараевка и Сараевка – Старый Оскол были построены два путепровода. В результате была существенно реконструирована нечётная горловина станции Сараевка, получившей новое наименование Сараевка I.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
В 2001 году станция Сараевка II и соединительные пути, проходящие по путепроводам, были разобраны. Нечётная горловина станции Сараевка I была приведена к современному состоянию, а станции вернули прежнее наименование Сараевка.
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Сараевка установлена допускаемая скорость 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 по II-му пути станции Сараевка установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для всех поездов – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
Наличие станции Сараевка на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Курска | Ржавы | |||
1918 [4] | Сараевка раз. | ? | – | – |
1936 [8] | Сараевка | Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского | 66 | 11 |
1937 [9] | Сараевка | железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского | ||
1940 [10] | Сараевка | 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги | 66 | 12 |
1943 [11] | Сараевка | Южная железная дорога | 66 | – |
1944 [12] | Сараевка | Южная железная дорога | 66 | 12 |
1945 [13] | ||||
1948 [14] | Сараевка | Белгородское отделение Южной железной дороги | ||
1952 [15] | ||||
1955 [16] | ||||
1962 [17] | ||||
1968 [18] | ||||
1975 [19] | ||||
1990 [20] | ||||
1999 [21] | Сараевка | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги | ||
2005 [22] |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45753)[5]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Материалы по обследованию железных дорог. Южные железные дороги. – Санкт-Петербург: «Электро-Типография Н. Я. Стойковой», 1910.
[4] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.
[5] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[6] Скорино И. А. Указатель русскихъ желѣзныхъ дорогъ – С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Военная Типографiя (въ зданiи Главнаго Штаба), 1887.
[7] Сайт
[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.
[10] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[11] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[15] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[16] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[17] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[19] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[20] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[21] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[22] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |