государственный флаг России

Остановочный пункт Зареченка

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Зареченка
Регион Белгородская область
Год открытия 1965
Код ЕСР 437935
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
Участок Сараевка – Старый Оскол (62км 1пк)
Перегон Чаплыжное – Губкин
(2-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Описание по состоянию на 10.10.2024.

Остановочный пункт Зареченка Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположен на юго-западной окраине города Губкина Белгородской области на 62-м километре 2-путного неэлектрифицированного перегона Чаплыжное – Губкин (линия Сараевка – Старый Оскол).

По обеим сторонам железнодорожного полотна в одном створе находятся остатки низких пассажирских платформ с асфальтовым покрытием. В прошлом они имели длину около 150 метров, рассчитанную на эксплуатацию дизель-поездов серии ДР1.

Освещение на остановочном пункте отсутствует.

С 20.02.2017 пригородные поезда здесь не останавливаются. Тем не менее, остановочный пункт Зареченка продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4.

Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Губкин. 10.10.2024. Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Губкин. 10.10.2024.
Вид в сторону ст. Губкин.
10.10.2024 [1]
Вид в сторону ст. Губкин.
10.10.2024 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Спутниковый снимок остановочного пункта Зареченка от 07.09.1975.
Спутниковый снимок остановочного пункта Зареченка.
07.09.1975

Остановочный пункт Зареченка Белгородского отделения Южной железной дороги был открыт в 1965 году[3]. Своё название он получил от села, вошедшего к настоящему времени в городскую черту Губкина. Возможно, что изначально остановочный пункт располагался в двух километрах к западу от современного местоположения, так как на схеме 1968 года издания[4] тарифное расстояние от Сараевки до Зареченки составляет 60 километров, а на более поздних схемах – 62 км.

В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 30.05.1971 местоположение о.п. Зареченка – 62,1 км.

Судя по спутниковой фотографии 1975 года, остановочный павильон и пассажирская платформа располагались с правой стороны от однопутной железной дороги по направлению на Старый Оскол.

В конце 1970-х годов с целью улучшения условий перевозки железорудной продукции предприятий КМА в сторону Москвы и на металлургические заводы Украины была проведена масштабная реконструкция линии Сараевка – Старый Оскол, в ходе которой военнослужащими Харьковской железнодорожной бригады на участке Сараевка – Лебеди был уложен второй путь. По-видимому, в это же время на о.п. Зареченка с правой стороны от железнодорожного полотна по направлению на Сараевку построили новый кирпичный остановочный павильон с билетной кассой (прежний павильон был демонтирован). Также остановочный пункт получил две новые пассажирские платформы длиной по 150 метров, предназначенные для обслуживания дизель-поездов серии ДР1 Рижского вагоностроительного завода, которые начали работать в пригородном движении.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45813)[3]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 437935)[5]:
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производятся.

В служебном расписании пригородных поездов Южной железной дороги с 02.06.1991 остановочный пункт указан под наименованием пл. Зареченка.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Линия Сараевка - Старый Оскол в окркстностях остановочного пункта Осколец. Карта 2000 года.
Линия Сараевка – Старый Оскол в окрестностях остановочного пункта Осколец.
топографическая карта масштаба 1:50 000 по состоянию на 2000 год

В служебном расписании пригородных поездов 2008 года местоположение о.п. Зареченка – 59,7 км.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

В 2016 году в рамках мероприятий, проводимых под девизом «Год пассажира», с правой стороны от железнодорожного полотна по направлению на Сараевку рядом с кирпичным павильоном был установлен погодный модуль (навес для укрытия пассажиров от атмосферных осадков).

20.02.2017 на о.п. Зареченка отменена остановка единственной пары пригородных поездов № 6501/6508 сообщением Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол.

Описание по состоянию на 15.04.2017

По обеим сторонам железнодорожного полотна в одном створе находятся остатки низких пассажирских платформ с асфальтовым покрытием. В прошлом они имели длину около 150 метров, рассчитанную на эксплуатацию дизель-поездов серии ДР1.

Справа от путей по направлению на ст. Чаплыжное находится кирпичный остановочный павильон, погодный модуль (навес для укрытия пассажиров от атмосферных осадков) и 7 железобетонных столбов (2 из них со светильниками). С противоположной стороны от железной дороги установлено 8 железобетонных столбов (2 из них со светильниками).

Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017. Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017.
Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Губкин. 15.04.2017. Остановочный пункт Зареченка. Погодный модуль и остановочный павильон по направлению на станцию Чаплыжное. 15.04.2017.
Вид в сторону ст. Губкин.
15.04.2017 [1]
Погодный модуль и
остановочный павильон по направлению на Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017. Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Губкин. 15.04.2017.
Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Вид в сторону ст. Губкин.
15.04.2017 [1]

К 2020 году светильники на столбах были демонтированы.

Остановочный пункт Зареченка. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 09.02.2020. Остановочный пункт Зареченка. Погодный модуль и остановочный павильон по направлению на станцию Чаплыжное. 09.02.2020.
Вид в сторону ст. Чаплыжное.
09.02.2020 [1]
Погодный модуль и
остановочный павильон по направлению на Чаплыжное.
09.02.2020 [1]

В 2023 году кирпичный павильон и погодный модуль были демонтированы.

Наличие остановочного пункта Зареченка на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Сараевки Ездоцкого Старого Оскола
1968 [4] о.п. Зареченка Белгородское отделение Южной железной дороги 60 33
1975 [7] о.п. Зареченка Белгородское отделение Южной железной дороги 62 31
1990 [8] Ост. пункт Зареченка Белгородское отделение Южной железной дороги 62 18
1999 [9] Ост. пункт Зареченка Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
2005 [10]
2019 [11] Ост. пункт Зареченка Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[5] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.

[6] Официальный сайт АО «ППК «Черноземье».

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[8] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[9] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[10] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[11] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.