государственный флаг России

Станция Чаплыжное

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Чаплыжное
Регион Белгородская область
Год открытия 1943
Код ЕСР 437901
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
Участок Сараевка – Старый Оскол (42км 3пк)
Прилегающие
перегоны
Кривецкая – Чаплыжное
(2-путный, неэлектрифицированный),
Чаплыжное – Губкин
(2-путный, неэлектрифицированный).

Современное состояние

Описание составлено 17.11.2019 по результатам посещения станции.

Станция Чаплыжное Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в селе Долгое Губкинского городского округа Белгородской области на 42-м километре линии Сараевка – Старый Оскол. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 2-путные неэлектрифицированные перегоны со станций Кривецкая и Губкин. Оба перегона оборудованы 3-значной односторонней автоблокировкой.

Станция Чаплыжное поперечного типа, имеет 4 приёмо-отправочных пути: 3-й, I-й, II-й и 4-й. Пропуски в нумерации стрелочных переводов и маневровых светофоров позволяют предположить о существовании в прошлом дополнительных съездов как в чётной, так и в нечётной горловинах. 3-й путь в чётной горловине переходит в вытяжной тупик № 9. Параллельно 3-му расположен 5-й путь, от которого берут начало несколько подъездных путей: склада минеральных удобрений АО «Агронова-Белгород» (огорожены красным щитом), элеватора ООО «Нежеголь-Агро», Губкинской нефтебазы АО «Белгороднефтепродукт», ООО СК «Передовик» (повышенный путь для выгрузки щебня), ООО «Белплит» (не используется).

Между I-м и II-м путями находится низкая пассажирская платформа длиной около 400 метров. Большая часть её асфальтового покрытия поросла травой. На платформе установлен небольшой металлический навес (остановочный павильон) и скамейка. Между 3-м и 5-м путями находится ещё одна низкая пассажирская платформа длиной около 150 метров, выполненная из железобетонных плит. Сбоку от 5-го пути находится одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 197,3 кв. м), здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 209,7 кв. м), заброшенная водонапорная башня и другие станционные постройки.

Пассажирские платформы и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных опорах.

Станция оборудована электрической централизацией. По главным путям установлена допускаемая скорость 60 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

Маневровые работы обслуживаются локомотивом и составителем станции Кривецкая.

Схематический план станции Чаплыжное по состоянию на 2013 год.
Схематический план станции Чаплыжное по состоянию на 2013 год.
Станция Чаплыжное. Чётные входные светофоры. 08.05.2017. Станция Чаплыжное. Подъездные пути АО «Агронова-Белгород».
Чётные входные светофоры. [1]
08.05.2017
Подъездные пути АО «Агронова-Белгород». [1]
08.05.2017
Станция Чаплыжное. Чётная горловина. Вид в сторону станции Губкин. Станция Чаплыжное. Чётная горловина. Вид в сторону станции Кривецкая.
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Губкин. [1]
08.05.2017
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Кривецкая. [1]
09.11.2019
Станция Чаплыжное. Нечётные выходные светофоры. Станция Чаплыжное. Чётная горловина. Вид в сторону станции Кривецкая.
Нечётные выходные светофоры. [1]
09.11.2019
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Кривецкая. [1]
17.11.2019
Станция Чаплыжное. Чётная горловина. Подъездные пути. Станция Чаплыжное. Вид в сторону станции Губкин. Влево уходит подъездной путь на элеватор.
Чётная горловина. Подъездные пути. [1]
09.11.2019
Вид в сторону ст. Губкин.
Влево уходит подъездной путь на элеватор. [1]
09.11.2019
Станция Чаплыжное. Начало подъездного пути на элеватор. Станция Чаплыжное. Подъездной путь ООО «Нежеголь-Агро».
Начало подъездного пути на элеватор. [1]
09.11.2019
Подъездной путь к элеватору ООО «Нежеголь-Агро». [1]
21.07.2019
Станция Чаплыжное. Вид в сторону станции Губкин. Станция Чаплыжное. Туалет.
Вид в сторону ст. Губкин. [1]
09.11.2019
Туалет. [1]
08.05.2017
Станция Чаплыжное. Багажный сарай. Станция Чаплыжное. Вид в сторону станции Кривецкая.
Багажный сарай. [1]
08.05.2017
Вид в сторону ст. Кривецкая. [1]
08.05.2017
Станция Чаплыжное. Остановочный павильон. Станция Чаплыжное. Вид в сторону станции Кривецкая.
Остановочный павильон. [1]
08.05.2017
Вид в сторону ст. Кривецкая. [1]
08.05.2017
Станция Чаплыжное. Мемориальная доска на пассажирском здании. Станция Чаплыжное. Пассажирское здание.
Мемориальная доска на пассажирском здании. [1]
08.05.2017
Пассажирское здание. [1]
17.11.2019
Станция Чаплыжное. Вид в сторону станции Губкин. Станция Чаплыжное. Водонапорная башня.
Вид в сторону ст. Губкин. [1]
08.05.2017
Водонапорная башня. [1]
09.11.2019
Станция Чаплыжное. Пост ЭЦ и другие станционные постройки. Станция Чаплыжное. Нечётная горловина. Влево уходит заброшенный подъездной путь.
Пост ЭЦ и другие станционные постройки. [1]
08.05.2017
Нечётная горловина.
Влево уходит заброшенный подъездной путь. [1]
09.11.2019
Станция Чаплыжное. Труба в нечётной горловине. 09.11.2019. Станция Чаплыжное. Чётные выходные светофоры.
Труба в нечётной горловине. [1]
09.11.2019
Чётные выходные светофоры. [1]
09.11.2019
Станция Чаплыжное. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Кривецкая. Станция Чаплыжное. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Кривецкая.
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Кривецкая. [1]
09.11.2019
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Кривецкая. [1]
09.11.2019
Станция Чаплыжное. Нечётные входные светофоры. 29.04.2017. Станция Чаплыжное. Нечётные входные светофоры. 09.11.2019.
Нечётные входные светофоры. [1]
29.04.2017
Нечётные входные светофоры. [1]
09.11.2019

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов;
• пр/выд. повагонных отправок грузов (откр. площ.);
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

Разъезд Чаплыжное был открыт летом 1943 года[2] при завершении строительства однопутной железнодорожной линии Сараевка – Старый Оскол Южной железной дороги. Длина путей составляла 720 метров.

С 04.10.1946 разъезд Чаплыжное вошёл в состав Белгородского отделения Южной железной дороги. В дальнейшем Чаплыжное получило статус станции.

В 1960 году построены пожарный и багажный сараи.

В 1962 году построено кирпичное пассажирское здание и туалет.

В 1973 году к строившемуся Чаплыженскому элеватору от станции был построен железнодорожный путь необщего пользования протяжённостью 983,5 метра.

В 1975 году в канун 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на пассажирском здании станции была торжественно открыта мемориальная доска в память строителей линии Сараевка – Старый Оскол: «Железнодорожный участок Сараевка – Старый Оскол протяженностью 95 километров построен по решению Государственного Комитета Обороны СССР за 32 дня в июле 1943 года и сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских войск на Курской дуге. В сооружении участвовали железнодорожные войска и жители Курской и Белгородской областей.»

В 1977 году Чаплыженский элеватор был введён в эксплуатацию. В этом же году было построено здание поста ЭЦ.

В конце 1970-х гг. в ходе масштабной реконструкции линии Сараевка – Старый Оскол станция Чаплыжное была оборудована электрической централизацией, на примыкающих перегонах внедрили одностороннюю 3-значную автоблокировку и уложили вторые пути.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Наличие раздельного пункта Чаплыжное на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Сараевки Ездоцкого Старого Оскола
1944 [3] Р. Чаплыжное Южная железная дорога 42 51
1945 [4]
1948 [5] Чаплыжное Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [6]
1955 [7]
1962 [8]
1968 [9]
1975 [10]
1990 [11] Чаплыжное Белгородское отделение Южной железной дороги 42 38
1999 [12] Чаплыжное Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
2005 [13]

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Чаплыжное (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ 944/Н от 07.10.2009 60 60 40 40
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 60 60 40 40
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 60 60 40 40
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 60 60 40 40
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 60 60 60 40 40
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 60 60 60 40 40

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45810):
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[2]

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[8] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[9] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[10] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[11] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[12] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[13] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.