![]() | Станция Ржава(Курская область) | ![]() |
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Станция Ржава |
|
Название | Ржава |
---|---|
Прежние названия | Клейнмихелево, Марьино |
Регион | Курская область |
Год открытия | 1869 |
Код ЕСР | 435107 |
Статус | Участковая станция 2-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
до 1937 года | Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского |
до 19.07.1936 | Московско-Курская железная дорога |
до 1935 года | Южная железная дорога |
до 01.02.1934 | Южные железные дороги |
до 01.01.1907 | Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога |
до 1896 года | Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги |
до 01.11.1894 | Курско-Харьково-Азовская железная дорога |
Участок | Сараевка – Белгород (614км 3пк) Ржава – Обоянь (1км 1пк) Ржава – Ржавский Завод (1км 1пк) |
Прилегающие перегоны | Сараевка – Ржава (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Ржава – Прохоровка (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Ржава – Кривцово (1-путный, неэлектрифицированный), Ржава – Ржавский Завод (1-путный, разобранный). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Ржава расположена в посёлке городского типа Пристень Пристенского района Курской области на 614-м километре линии Сараевка – Белгород. По характеру выполняемой работы является участковой, по объёму работы относится к 1-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Сараевка и Прохоровка, электрифицированные постоянным током 3 кВ, и однопутный неэлектрифицированный перегон со станции Кривцово линии Ржава – Обоянь. До 2001 года к станции Ржава примыкал также однопутный неэлектрифицированный перегон со станции Ржавский Завод.
Станция поперечного типа, имеет в основном парке 7 электрифицированных приёмо-отправочных путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й, 4-й, 6-й и 8-й, а также 2 выставочных неэлектрифицированных пути: 10-й и 12-й. В чётной горловине расположены два вытяжных тупика: 16-й (неэлектрифицированный) и 18-й (электрифицированный). В нечётной горловине – два неэлектрифицированных вытяжных тупика (11-й и 13-й), предназначенных для обработки вагонов обоянского направления. Отсутствие стрелок №№ 2, 4, 6, 8, 7 и 9 и маневровых светофоров М2, М4, М6, М8, М7, М13, М15, М17 и М19 говорит о том, что в прошлом в чётной горловине находились (или планировались к сооружению) ещё два съезда, а в нечётной горловине - один съезд (вероятно между I-м и 3-м путями).
В основном парке имеются 3 низкие островные пассажирские платформы: между I-м и 3-м путями (длина около 210 метров, с асфальтированным покрытием), между I-м и II-м (около 170 метров, с покрытием из тротуарной плитки), между II-м и 4-м (около 130 метров, с покрытием из тротуарной плитки). Сбоку от пути 3а расположена боковая низкая пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной около 300 метров, там же находятся одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 565,2 кв. м) и 3-этажный пост ЭЦ (площадь внутренних помещений 281,4 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост. Вдоль 7-го тупика расположены пакгауз и высокая грузовая платформа длиной около 200 метров. К 8-му пути примыкает подъездной путь ОАО "Ржавское ХПП" и ЗАО "Агрохимическая Компания Курск" (имеются вагонные весы).
За пассажирским зданием и постом ЭЦ на месте бывшей узкоколейной станции находятся два приёмо-отправочных пути обоянского направления. Между ними – низкая островная пассажирская платформа из бетонных плит длиной около 100 метров, сбоку от пути 1об – низкая боковая пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной около 85 метров. Этими платформами пользуются пассажиры пригородного поезда Старый Оскол – Ржава. К перегону на станцию Кривцово примыкают тупики Ржавской дистанции пути (ПЧ-6) и Ржавской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-17). Там же располагались разобранные в настоящее время подъездные пути ОАО «Курсктоппром» и Пристенского дорожно-ремонтно-строительного предприятия. К северу от приёмо-отправочных путей обоянского направления в прошлом начинался перегон на станцию Ржавский Завод, сейчас там остались только два тупика Белгородской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12): тяговой подстанции и стоянки аварийно-восстановительных дрезин (автомотрис). Между основным парком и путями обоянского направления находится участок эксплуатации локомотивов эскплуатационно-локомотивного депо Белгород-Курский (ТЧЭ-1).
Станция оборудована электрической централизацией. При маневровых передвижениях допускается передача стрелок №№ 30, 36 и 62 с центрального на местное управление оператору поста централизации МК-2, стрелок №№ 5, 23/25, 41 – оператору поста централизации МВ-1. По главным путям установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
Станция Ржава используется как пункт оборота электропоездов, следующих от станций Курск и Белгород; также здесь производится формирование/расформирование составов обоянской линии и смена локомотивов поездов, следующих по неэлектрифицированной линии Сараевка – Старый Оскол.
![]() |
Схематический план станции Ржава по состоянию на 2013 год по данным спутникового снимка от 03.08.2015 подъездные пути ОАО «Курсктоппром» и Пристенского ДРСП разобраны |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
![]() |
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино по состоянию на 1890 год |
---|
Станция была открыта в 1869 году[2] под наименованием Марьино при завершении строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги, она была расположена на 73-й версте от Курска, относилась ко 2-му классу.
В 1882 году параллельно станции была сооружена узкоколейная станция Марьино частной Обоянской железной дороги, с которой на широкую колею переваливались грузы, поступающие с обоянской ветки.
01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.
В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.
В 1898 году станция была переименована в Клейнмихелево.
Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[3]: „Затем ещё несколько вёрст среди пашни, изредка прорезанной оврагами и дорога вступает в Обоянский уезд, где в самом его начале расположена станция 2-го класса – Клейнмихелево, бывш. Марьино. Это первая более значительная остановка, где имеется буфет с горячими блюдами и где, даже курьерский поезд, стоит не менее 10 минут. Окрестности этой станции составляют, исключительно, пахатныя земли села Ярыгина и Начальный Колодезь. В двух верстах от станции протекает река Ржава, снабжающая водою станцию, при посредстве водопровода. Станция Клейнмихелево служит крупным центром отправления продуктов земледелия плодородных окрестностей и значение ея для движения грузов увеличивается от примыкающей к ней Обоянской ветви. Эта ветвь протяжением 30 вёрст, соединяет с главной линией г. Обоянь и таким образом облегчает сбыт товаров со всего Обоянскаго района.“
01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.
В 1915 году станция получила наименование Ржава.
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.
В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).
В 1936 году завершилась перешивка на широкую колею линий Обоянь – Ржава и Ржава – Ржавский Завод, узкоколейная станция Ржава была разобрана. На её месте для обслуживания ответвлений на Обоянь и Ржавский Завод были уложены приёмо-отправочные пути ширококолейной станции Ржава, которая стала, таким образом, узловой.
19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.
С 04.10.1946 станция Ржава вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
![]() |
![]() |
Станция Ржава. Вид в сторону Белгорода. [4] 23.05.2005 | Станция Ржава. Вид в сторону Белгорода. [4] 23.05.2005 |
---|
![]() |
![]() |
Станция Ржава. Вид в сторону Сараевки. [4] 23.05.2005 | Станция Ржава. Вид в сторону Сараевки. [4] 23.05.2005 |
---|
![]() |
![]() |
Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на север. [4] 23.05.2005 | Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на юг. [4] 23.05.2005 |
---|
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Ржава установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
Наличие станции Ржава на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||
Курска | Сараевки | Белгорода | |||
1918 [5] | Ржава | ? | 72 версты | – | 77 вёрст |
1936 [6] | Ржава | Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского | 78 | – | 82 |
1937 [7] | Ржава | железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского | |||
1940 [8] | Ржава | 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги | |||
1943 [9] | Ржава | Южная железная дорога | 77 | – | 82 |
1944 [10] | Ржава | Южная железная дорога | – | 12 | 81 |
1945 [11] | |||||
1948 [12] | Ржава | Белгородское отделение Южной железной дороги | |||
1952 [13] | |||||
1955 [14] | |||||
1962 [15] | Ржава | Белгородское отделение Южной железной дороги | – | 12 | 82 |
1968 [16] | |||||
1975 [17] | |||||
1990 [18] | |||||
1999 [19] | Ржава | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45670)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[3] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.
[4] Фотография автора сайта.
[5] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.
[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[15] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |