![]() | Железнодорожная линия
| ![]() |
|
Перечень раздельных и остановочных пунктов
Располо- жение, км, пк | Наименование остановочного или раздельного пункта | Год откры- тия {1} | Код ЕСР в 1981 году | Данные из Тарифного руководства № 4 по участку 01-037 (Пинозеро – Ковдор) [1] | ||||||
№ п/п | Код ЕСР | Расстояние | Выполняемые операции {2} | |||||||
от | до ст. Пинозеро | до ст. Кандалакша | до ст. Мурманск | |||||||
1км 1пк | станция Пинозеро | 1918 | 01550 | 1 | 015102 | Пинозеро | 0 км | 21 км | 251 км | О 1 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4км 5пк | остановочный пункт 4 км (закр.) | 2008 | ||||||||
11км 1пк | остановочный пункт Червас | 1941 | 01551 | 2 | 015114 | ОП Червас | 11 км | 32 км | 262 км | О |
19км 2пк | остановочный пункт 19 км | 2008 | ||||||||
22км 10пк | остановочный пункт Пасма (закр.) | 1956 | 01552 | 015129 | ||||||
26км 9пк | остановочный пункт 26 км (закр.) | 1988 | ||||||||
38км 1пк | станция Уполокша | 1941 | 01560 | 3 | 015133 | Уполокша | 38 км | 59 км | 289 км | О |
54км 2пк | платформа 54 км (закр.) | 1967 | 4 | 015148 | ОП Платформа 54 км | 54 км | 75 км | 305 км | О | |
64км 4пк | остановочный пункт Колюжный | 1941 | 01570 | 5 | 015152 | ОП Колюжный | 64 км | 85 км | 315 км | О |
70км 2пк | платформа 70 км (закр.) | 1975 | 6 | 015167 | ОП Платформа 70 км | 70 км | 91 км | 321 км | О | |
77км 4пк | станция Ёна | 1941 | 01580 | 7 | 015203 | Ена | 77 км | 98 км | 328 км | О 1,3 |
95км 8пк | станция Куропта | 1941 | 01590 | 8 | 015326 | Куропта | 95 км | 116 км | 346 км | О |
105км 1пк | платформа 105 км | 2008 | ||||||||
112км 4пк | платформа 112 км (закр.) | 1975 | 9 | 015311 | ОП Платформа 112 км | 112 км | 133 км | 363 км | О | |
116км 9пк | станция Ковдор | 1951 | 01600 | 10 | 015400 | Ковдор | 117 км | 138 км | 368 км | О 1,3,6,8н,10н,11н,12н |
Современное состояние
Линия Пинозеро – Ковдор является частью железных дорог общего пользования и входит в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД». Линия пролегает по территории Кандалакшского, Полярнозоринского и Ковдорского районов Мурманской области. Её протяжённость составляет 117 километров (километраж отсчитывается от ст. Пинозеро).
На всём протяжении линия однопутная, неэлектрифицированная (с автономной тягой). Имеются 3 промежуточные станции, которые образуют 4 перегона, оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки:
• Пинозеро – Уполокша,
• Уполокша – Ёна,
• Ёна – Куропта,
• Куропта – Ковдор.
Линия обслуживается Кандалакшской дистанцией пути (ПЧ-40), Кандалакшской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-20).
Искусственные сооружения, переезды, входные и предупредительные светофоры (жирным шрифтом выделены остановочные пункты и объекты, находящиеся в границах раздельных пунктов):
• 64км 3пк – каменная труба (фото);
• 64км 4пк – остановочный пункт Колюжный;
• 94км 10пк – входной светофор «Ч» станции Куропта (фото);
• 96км 3пк – неохраняемый нерегулируемый переезд (фото, фото);
• 96км 6пк – входной светофор «Н» станции Ковдор (фото);
• 96км 6пк – железобетонная труба (фото, фото);
• 98км 1пк – железобетонный мост через реку Ёну (фото, фото);
• 113км 1пк – железобетонный мост через реку Можель (фото, фото, фото);
• 114км 9пк – входной светофор «Ч» станции Ковдор.
Историческая справка
![]() |
Письмо наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии о демонтаже железной дороги Пинозеро – Ковдор. |
---|
Железнодорожная линия Пинозеро – Ковдор (титул № 106) была построена Наркоматом внутренних дел от станции Пинозеро Кировской железной дороги до Ёнских железорудных месторождений у государственной границы с Финляндией согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25.10.1940 за № 1759-526сс для вывоза концентрата железной руды на Череповецкий металлургический комбинат. Строительство железной дороги велось силами заключённых, которые размещались в девяти лагерях, сооружённых вдоль трассы. За предвоенный период (1940-1941 гг.) были выполнены следующие работы:
• в основном закончено земляное полотно до 112 км, за исключением водоотводов и разделки выемок;
• уложен путь с балластировкой на первый слой;
• построены искусственные сооружения;
• построены пассажирские здания на станциях Червас, Уполокша, Ёна и Куропта;
• построены жилые здания на станциях Червас (1 дом), Уполокша (3 дома) и Ёна (3 дома);
• построены линейно-путевые дома, в том числе: дома дорожного мастера (на 39-м, 63-м и 78-м километрах), дома бригадира пути (на 36-м, 39-м, 63-м, 78-м и 102-м километрах), дома путевых обходчиков (на 50-м, 52-м, 54-м, 59-м, 64-м, 71-м, 76-м и 99-м километрах).
03.06.1941 открыто временное движение на всём протяжении линии до 112 км, однако после начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы.
В связи с прекращением строительства Ёнских рудников верхнее строение пути на всём протяжении линии было разобрано, а рельсы использовали на строительстве других железных дорог (предположительно, на участке Сорока – Обозерская и при укладке вторых путей Кировской железной дороги). В годы войны железнодорожное полотно служило гужевой дорогой для подразделений, которые стояли в районе Ковдора. По нём на оленях возили грузы от деревни Ёна, куда всё доставлялось по рекам и озёрам из Зашейка. Построенные здания были частично разрушены.
На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор с достройкой земляного полотна, искусственных сооружений и удлинением трассы до 117-го км для приближения станции Ковдор к строящемуся Ковдорскому горно-обогатительному комбинату. Проект был выполнен Ленгипротрансом по заданию Гипроруды, утверждённому Министром Чёрной металлургии 20.10.1949. Работы по восстановлению железной дороги выполнял строительно-монтажный поезд № 821.
За период 1949-1955 гг. по новому проекту было сделано развитие станций Пинозеро, Червас, Уполокша, Колюжный, Ёна, Куропта и Ковдор. Построены вновь и восстановлены ранее недостроенные станционные здания, сооружены три пункта водоснабжения, построено депо на станции Ковдор, пункт технического осмотра, товарная контора и другие служебно-технические здания. Также были возведены жилые дома на станциях и линейно-путевые дома на перегонах.
Основные характеристики восстановленной железнодорожной линии:
• протяжённость главного пути – 117,4 км;
• развёрнутая длина станционных путей – 26,77 км;
• количество стрелочных переводов – 126;
• руководящий уклон линии – 9 ‰;
• протяжённость кривых – 49 %;
• минимальный радиус кривых – 300 метров;
• ширина земляного полотна – 5 метров (с уменьшением в скалистых и гравелистых грунтах до 4,6 метров);
• тип рельсов – Р-43;
• число шпал на прямых – 1440 шт/км;
• число шпал на кривых – 1600 шт/км;
• толщина песчаного балласта под шпалой – 25 см.
На линии было подвешено 3 пары проводов связи: линейно-путевая постанционная, диспетчерская поездная и электрожезловая. Линия связи выполнена деревянными опорами без траверс, столбы установлены в рельсовых основаниях. На станциях и разъездах, кроме Ковдора и Куропты установлены входные семафоры и предупредительные электрозаводные диски. Раздельные пункты были оборудованы электрожезловой системой и стрелочной свяхью. На станциях Уполокша и Ёна установлены маршрутно-контрольные устройства системы Наталевича. Все стрелки на станциях согласно проекту оборудованы замками Мелентьева.
На основании приказа заместителя министра путей сообщения № 11-12-01140 от 30.03.1951 по восстановленной линии было открыто временное грузопассажирское движение между станциями Пинозеро и Ковдор.
01.02.1956 на линии открыто постоянное грузо-пассажирское движение.
![]() |
![]() |
Линия Пинозеро – Ковдор: разъезд Червас и станция Пасма. топографическая карта масштаба 1:100 000 на 1988 год. | Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Уполокша. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг. |
---|
![]() |
Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Ёна. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг. |
---|
![]() |
Линия Пинозеро – Ковдор: станции Ковдор и Куропта. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1979 год |
---|
01.03.2010 в связи с обращением Министерства транспорта и связи Мурманской области изменено расписание пригородного поезда № 6346/6347 Кандалакша – Ковдор – Кандалакша, который стал курсировать 3 раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Ранее данный поезд ходил ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.
В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.
01.07.2011 для улучшения обслуживания пассажиров, согласно заявке Мурманской области, изменено расписание пригородного поезда № 6346/6347 Кандалакша – Ковдор – Кандалакша, который стал курсировать 4 раза в неделю: по пятницам, субботам, воскресеньям и понедельникам. Ранее данный поезд ходил по пятницам, субботам и воскресеньям.
14.01.2014 в связи с сокращением Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области заказа на транспортное обслуживание населения отменено движение пригородного поезда № 6346/6345 Кандалакша – Ковдор – Кандалакша по воскресеньям. Данный поезд остался в действующем графике по пятницам.
Примечания
{1} Указан либо год открытия раздельного/остановочного пункта, либо год его первого упоминания в документах (справочниках, схемах, картах и т.д.). Более подробную информацию можно попробовать найти непосредственно на странице раздельного/остановочного пункта.
{2} В нижеприведённой таблице указана расшифровка используемых в Тарифном руководстве
Условное обозначение | Производимые коммерческие операции |
П | Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа. |
---|---|
Б | Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа не производится. |
К1 | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на станциях. |
К2 | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на станциях. |
К1н | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования). |
К2н | Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования). |
О | Посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения. Приём и выдача багажа не производится. |
Х | Грузовые и коммерческие операции не производятся. |
§ 1 | Приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций. |
§ 2 | Приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций. |
§ 3 | Приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования. |
§ 4 | Приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций. |
§ 5 | Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях. |
§ 6 | Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 7 | Зарезервировано. |
§ 8 | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на станциях. |
§ 8н | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 9 | Зарезервировано. |
§ 10 | Приём и выдача крупнотоннажных 20, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на станциях. |
§ 10н | Приём и выдача крупнотоннажных 10, 20, 30, 40, 45–футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 11 | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях. |
§ 11н | Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 12 | Приём и выдача крупнотоннажных 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях. |
§ 12н | Приём и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования). |
§ 13 | Приём и выдача крупнотоннажных 10-футовых контейнеров на станциях. |
Г* | Приём и выдача грузобагажа предприятий, организаций и учреждений. |
М* | Продажа билетов в международном сообщении. |
Т* | Производство таможенных операций с багажом и грузобагажом в международном сообщении. |
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Сайт
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |