государственный флаг России

Железнодорожная линия
Пинозеро – Ковдор

государственный флаг России

Перечень раздельных и остановочных пунктов

Располо-
жение,
км, пк
Наименование остановочного
или раздельного пункта
Год
откры-
тия {1}
Код ЕСР
в 1981
году
Данные из Тарифного руководства № 4 по участку 01-037 (Пинозеро – Ковдор) [1]

п/п
Код
ЕСР
Расстояние Выполняемые
операции {2}
от до ст. Пинозеро до ст. Кандалакша до ст. Мурманск
1км 1пк станция Пинозеро 1918 01550 1 015102 Пинозеро 0 км 21 км 251 км О 1
4км 5пк остановочный пункт 4 км (закр.) 2008      
11км 1пк остановочный пункт Червас 1941 01551 2 015114 ОП Червас 11 км 32 км 262 км О
19км 2пк остановочный пункт 19 км 2008      
22км 10пк остановочный пункт Пасма (закр.) 1956 01552 015129      
26км 9пк остановочный пункт 26 км (закр.) 1988      
38км 1пк станция Уполокша 1941 01560 3 015133 Уполокша 38 км 59 км 289 км О
54км 2пк платформа 54 км (закр.) 1967 4 015148 ОП Платформа 54 км 54 км 75 км 305 км О
64км 4пк остановочный пункт Колюжный 1941 01570 5 015152 ОП Колюжный 64 км 85 км 315 км О
70км 2пк платформа 70 км (закр.) 1975 6 015167 ОП Платформа 70 км 70 км 91 км 321 км О
77км 4пк станция Ёна 1941 01580 7 015203 Ена 77 км 98 км 328 км О 1,3
95км 8пк станция Куропта 1941 01590 8 015326 Куропта 95 км 116 км 346 км О
105км 1пк остановочный пункт 105 км 2008      
112км 4пк платформа 112 км (закр.) 1975 9 015311 ОП Платформа 112 км 112 км 133 км 363 км О
116км 9пк станция Ковдор 1951 01600 10 015400 Ковдор 117 км 138 км 368 км О 1,3,6,8н,10н,11н,12н

Современное состояние

Линия Пинозеро – Ковдор является частью железных дорог общего пользования и входит в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД». Линия пролегает по территории Кандалакшского, Полярнозоринского и Ковдорского районов Мурманской области. Её протяжённость составляет 117 километров (километраж отсчитывается от ст. Пинозеро).

На всём протяжении линия однопутная, неэлектрифицированная (с автономной тягой). Имеются 3 промежуточные станции, которые образуют 4 перегона, оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки:
• Пинозеро – Уполокша,
• Уполокша – Ёна,
• Ёна – Куропта,
• Куропта – Ковдор.

Линия обслуживается Кандалакшской дистанцией пути (ПЧ-40), Кандалакшской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-20).

Искусственные сооружения, переезды, входные и предупредительные светофоры (жирным шрифтом выделены остановочные пункты и объекты, находящиеся в границах раздельных пунктов):
• 64км 3пк – каменная труба (фото);
• 64км 4пк – остановочный пункт Колюжный;
• 94км 10пк – входной светофор «Ч» станции Куропта (фото);
• 96км 3пк – неохраняемый нерегулируемый переезд (фото, фото);
• 96км 6пк – входной светофор «Н» станции Ковдор (фото);

• 96км 6пк – железобетонная труба (фото, фото);
• 98км 1пк – железобетонный мост через реку Ёну (фото, фото);
• 113км 1пк – железобетонный мост через реку Можель (фото, фото, фото);
• 114км 9пк – входной светофор «Ч» станции Ковдор.

Историческая справка

Письмо наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии о демонтаже железной дороги Пинозеро - Ковдор.
Письмо наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии
о демонтаже железной дороги Пинозеро – Ковдор.

Железнодорожная линия Пинозеро – Ковдор (титул № 106) была построена Наркоматом внутренних дел от станции Пинозеро Кировской железной дороги до Ёнских железорудных месторождений у государственной границы с Финляндией согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25.10.1940 за № 1759-526сс для вывоза концентрата железной руды на Череповецкий металлургический комбинат. Строительство железной дороги велось силами заключённых, которые размещались в девяти лагерях, сооружённых вдоль трассы. За предвоенный период (1940-1941 гг.) были выполнены следующие работы:
• в основном закончено земляное полотно до 112 км, за исключением водоотводов и разделки выемок;
• уложен путь с балластировкой на первый слой;
• построены искусственные сооружения;
• построены пассажирские здания на станциях Червас, Уполокша, Ёна и Куропта;
• построены жилые здания на станциях Червас (1 дом), Уполокша (3 дома) и Ёна (3 дома);
• построены линейно-путевые дома, в том числе: дома дорожного мастера (на 39-м, 63-м и 78-м километрах), дома бригадира пути (на 36-м, 39-м, 63-м, 78-м и 102-м километрах), дома путевых обходчиков (на 50-м, 52-м, 54-м, 59-м, 64-м, 71-м, 76-м и 99-м километрах).

03.06.1941 открыто временное движение поездов на всём протяжении линии до 112 км, однако после начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы.

В связи с прекращением строительства Ёнских рудников верхнее строение пути на всём протяжении линии было разобрано, а рельсы использовали на строительстве других железных дорог (предположительно, на участке Сорока – Обозерская и при укладке вторых путей Кировской железной дороги). В годы войны железнодорожное полотно служило гужевой дорогой для подразделений, которые стояли в районе Ковдора. По нём на оленях возили грузы от деревни Ёна, куда всё доставлялось по рекам и озёрам из Зашейка. Построенные здания были частично разрушены.

На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор с достройкой земляного полотна, искусственных сооружений и удлинением трассы до 117-го км для приближения станции Ковдор к строящемуся Ковдорскому горно-обогатительному комбинату. Проект был выполнен Ленгипротрансом по заданию Гипроруды, утверждённому Министром Чёрной металлургии 20.10.1949. Работы по восстановлению железной дороги выполнял строительно-монтажный поезд № 821.

За период 1949-1955 гг. по новому проекту было сделано развитие станций Пинозеро, Червас, Уполокша, Колюжный, Ёна, Куропта и Ковдор. Построены вновь и восстановлены ранее недостроенные станционные здания, сооружены три пункта водоснабжения, построено депо на станции Ковдор, пункт технического осмотра, товарная контора и другие служебно-технические здания. Также были возведены жилые дома на станциях и линейно-путевые дома на перегонах.

Основные характеристики восстановленной железнодорожной линии:
• протяжённость главного пути – 117,4 км;
• развёрнутая длина станционных путей – 26,77 км;
• количество стрелочных переводов – 126;
• руководящий уклон линии – 9 ‰;
• протяжённость кривых – 49 %;
• минимальный радиус кривых – 300 метров;
• ширина земляного полотна – 5 метров (с уменьшением в скалистых и гравелистых грунтах до 4,6 метров);
• тип рельсов – Р-43;
• число шпал на прямых – 1440 шт/км;
• число шпал на кривых – 1600 шт/км;
• толщина песчаного балласта под шпалой – 25 см.

На линии было подвешено 3 пары проводов связи: линейно-путевая постанционная, диспетчерская поездная и электрожезловая. Линия связи выполнена деревянными опорами без траверс, столбы установлены в рельсовых основаниях. На станциях и разъездах, кроме Ковдора и Куропты установлены входные семафоры и предупредительные электрозаводные диски. Раздельные пункты были оборудованы электрожезловой системой и стрелочной свяхью. На станциях Уполокша и Ёна установлены маршрутно-контрольные устройства системы Наталевича. Все стрелки на станциях согласно проекту оборудованы замками Мелентьева.

На основании приказа заместителя министра путей сообщения № 11-12-01140 от 30.03.1951 по восстановленной линии было открыто временное грузопассажирское движение между станциями Пинозеро и Ковдор.

01.02.1956 на линии открыто постоянное грузо-пассажирское движение.

Линия Пинозеро - Ковдор: разъезд Червас и станция Пасма. Линия Пинозеро - Ковдор в окрестностях станции Уполокша.
Линия Пинозеро – Ковдор: разъезд Червас и станция Пасма.
топографическая карта масштаба 1:100 000 на 1988 год.
Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Уполокша.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг.
Линия Пинозеро - Ковдор в окрестностях станции Ёна.
Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Ёна.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг.
Линия Пинозеро - Ковдор: станции Ковдор и Куропта.
Линия Пинозеро – Ковдор: станции Ковдор и Куропта.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1979 год

01.03.2010 в связи с обращением Министерства транспорта и связи Мурманской области изменено расписание пригородного поезда № 6346/6347 Кандалакша – Ковдор – Кандалакша, который стал курсировать 3 раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Ранее данный поезд ходил ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.

В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.

01.07.2011 для улучшения обслуживания пассажиров, согласно заявке Мурманской области, изменено расписание пригородного поезда № 6346/6347 Кандалакша – Ковдор – Кандалакша, который стал курсировать 4 раза в неделю: по пятницам, субботам, воскресеньям и понедельникам. Ранее данный поезд ходил по пятницам, субботам и воскресеньям.

14.01.2014 в связи с сокращением Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области заказа на транспортное обслуживание населения отменено движение пригородного поезда № 6346/6345 Кандалакша – Ковдор – Кандалакша по воскресеньям. Данный поезд остался в действующем графике по пятницам.

Примечания

{1} Указан либо год открытия раздельного/остановочного пункта, либо год его первого упоминания в документах (справочниках, схемах, картах и т.д.). Более подробную информацию можно попробовать найти непосредственно на странице раздельного/остановочного пункта.

{2} В нижеприведённой таблице указана расшифровка используемых в Тарифном руководстве № 4[1] условных обозначений коммерческих операций, производимых на раздельных/остановочных пунктах:

Условное
обозначение
Производимые коммерческие операции
П Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа.
Б Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа не производится.
К1 Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на станциях.
К2 Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на станциях.
К1н Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования).
К2н Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования).
О Посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения. Приём и выдача багажа не производится.
Х Грузовые и коммерческие операции не производятся.
§ 1 Приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций.
§ 2 Приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций.
§ 3 Приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
§ 4 Приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций.
§ 5 Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях.
§ 6 Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 7 Зарезервировано.
§ 8 Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на станциях.
§ 8н Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 9 Зарезервировано.
§ 10 Приём и выдача крупнотоннажных 20, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на станциях.
§ 10н Приём и выдача крупнотоннажных 10, 20, 30, 40, 45–футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 11 Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях.
§ 11н Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 12 Приём и выдача крупнотоннажных 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях.
§ 12н Приём и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 13 Приём и выдача крупнотоннажных 10-футовых контейнеров на станциях.
Г* Приём и выдача грузобагажа предприятий, организаций и учреждений.
М* Продажа билетов в международном сообщении.
Т* Производство таможенных операций с багажом и грузобагажом в международном сообщении.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Сайт «Октябрьская железная дорога».