государственный флаг России

Станция Ёна

(Мурманская область)
государственный флаг России
Название Ёна
Регион Мурманская область
Год открытия 1941
Код ЕСР 015203
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Октябрьская железная дорога
Мурманский регион
до 12.2010 Мурманское отделение Октябрьской железной дороги
до 07.1959 Мурманское отделение Кировской железной дороги
до 15.11.1946 Кировская железная дорога
Участок Пинозеро – Ковдор (77км 4пк)
Прилегающие
перегоны
Уполокша – Ёна
(1-путный, неэлектрифицированный),
Ёна – Куропта
(1-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Расписание рабочего поезда Кандалакша - Ковдор - Кандалакша 8801/8802 и 8803/8802 в 2021 году.
Расписание рабочего поезда
Кандалакша-Ковдор-Кандалакша
8801/8802/8803 в 2021 году.

Описание составлено 14.07.2024.

Станция Ёна Мурманского региона Октябрьской железной дороги расположена в сельском населённом пункте Ёнский Ковдорского муниципального округа Мурманской области на 76-78 километрах линии Пинозеро – Ковдор. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают следующие перегоны:
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Уполокша, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки;
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Куропта, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки.

Станция Ёна – поперечного типа, имеющая четыре пути: 2-й, I-й, 3-й и 5-й. 2-й путь уложен на деревянных шпалах, остальные из рельсов типа Р65 – на железобетонных. На 3-м пути встречаются рельсы типа Р50, изготовленные на «Азовстали» в 1953 году.

Параллельно 2-му пути располагается погрузочно-разгрузочный тупик, оборудованный высокой грузовой платформой. Начинающийся из нечётной горловины тупик в настоящее время не используется, огорожен красным щитом.

Продолжением 3-го пути в чётной горловине является подъездной путь, ведущий в промышленную зону сельского населённого пункта Ёнский.

Сбоку от 2-го пути расположена низкая пассажирская платформа длиной 70 метров, изготовленная из железобетонных плит. Там же на 77км 4пк находится одноэтажное здание поста ЭЦ и другие станционные постройки.

Стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на деревянных столбах с железобетонным основанием, а пассажирская платформа – светильниками на железобетонных опорах.

В нечётной горловине над железной дорогой проложен автомобильный путепровод (автодорога Пиренга – Ковдор), в чётной горловине находится закрытый железнодорожный переезд.

Станция оборудована устройствами электрической централизации. По главному пути установлена допускаемая скорость 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

Пассажирского движения на линии Пинозеро – Ковдор нет. По будним дням на ст. Ёна останавливается рабочий поезд Кандалакша – Ковдор – Кандалакша.

Станция Ёна. Входной светофор «Ч». 30.06.2024. Станция Ёна. Нечётная горловина. Вид с путепровода в сторону ст. Уполокша. 04.09.2022.
Входной светофор «Ч».
30.06.2024 [1]
Нечётная горловина.
Вид с путепровода в сторону ст. Уполокша.
04.09.2022 [1]
Станция Ёна. Чётные выходные светофоры. 15.05.2022. Станция Ёна. Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта. 15.05.2022.
Чётные выходные светофоры.
15.05.2022 [1]
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта.
15.05.2022 [1]
Станция Ёна. Грузовая платформа. 15.05.2022. Станция Ёна. Туалет. 19.06.2022.
Грузовая платформа.
15.05.2022 [1]
Туалет.
19.06.2022 [1]
Станция Ёна. Здание ПЧ. 19.06.2022. Станция Ёна. Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Уполокша. 19.06.2022.
Здание ПЧ.
19.06.2022 [1]
Пассажирская платформа.
Вид в сторону ст. Уполокша.
19.06.2022 [1]
Станция Ёна. Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Куропта. 19.06.2022. Станция Ёна. Пристанционная постройка. 19.06.2022.
Пассажирская платформа.
Вид в сторону ст. Куропта.
19.06.2022 [1]
Пристанционная постройка.
19.06.2022 [1]
Станция Ёна. Станционное здание. 19.06.2022. Станция Ёна. Нечётные выходные светофоры. Фундамент гидроколонки. 19.06.2022.
Станционное здание.
19.06.2022 [1]
Нечётные выходные светофоры.
Фундамент гидроколонки.
19.06.2022 [1]
Станция Ёна. Нечётные выходные светофоры. 19.06.2022. Станция Ёна. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта. 19.06.2022.
Нечётные выходные светофоры.
19.06.2022 [1]
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта.
19.06.2022 [1]
Станция Ёна. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта. 19.06.2022. Станция Ёна. Здание поста закрытого переезда в чётной горловине. 15.05.2022.
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта.
19.06.2022 [1]
Здание поста
закрытого переезда в чётной горловине.
15.05.2022 [1]
Станция Ёна. Входной светофор «Н». 19.06.2022. Станция Ёна. Чётная горловина. Начало подъездного пути. 19.06.2022.
Входной светофор «Н».
19.06.2022 [1]
Чётная горловина. Начало подъездного пути.
19.06.2022 [1]
Станция Ёна. Подъездной путь. Вид в сторону тупиков. 19.06.2022. Станция Ёна. Подъездной путь. Вид от переезда в сторону тупиков. 04.09.2022.
Подъездной путь. Вид в сторону тупиков.
19.06.2022 [1]
Подъездной путь.
Вид от переезда в сторону тупиков.
04.09.2022 [1]
Станция Ёна. Подъездной путь. Вид в сторону станции. 04.09.2022. Станция Ёна. Подъездной путь. Вид в сторону тупиков. 04.09.2022.
Подъездной путь. Вид в сторону станции.
04.09.2022 [1]
Подъездной путь. Вид в сторону тупиков.
04.09.2022 [1]
Схематический план станции Ёна по состоянию на 2024 год.
Схематический план станции Ёна по состоянию на 2024 год.
составлен автором сайта (при получении дополнительной информации будет обновлён)

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Кировская железная дорога.
Кировская железная дорога
Количество главных путей
показано на 01.06.1941. [3]

По-видимому, станция Ёна появилась ещё при первоначальном строительстве железнодорожной линии Пинозеро – Ковдор в 1940-1941 гг. Она обозначена на изданной в 1943 году[3] схеме Кировской железной дороги в 77 километрах от станции Пинозеро.

03.06.1941 открыто временное движение на всём протяжении линии до 112-го километра, на станции Ёна было построено пассажирское здание и 3 жилых дома. После начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы, построенные здания вероятно были разрушены.

На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор.

За период 1949-1955 гг. по новому проекту было сделано развитие станции Ёна, построено типовое деревянное пассажирское здание малых станций с коммерческими операциями строительным объёмом 409 куб. м с печным отоплением, возведены два брусчатых дома с двумя 2-комнатными квартирами общей жилой площадью 116,8 кв. м и три 3-квартирных рубленых дома общей жилой площадью 327 кв. м. Все здания оборудованы электроосвещением. Ёна вошла в состав Мурманского отделения Кировской железной дороги. Станция была оборудована электрожезловой системой и стрелочной связью. Были установлены входные семафоры и предупредительные электрозаводные диски.

В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде. Станция Ёна, как и всё Мурманское отделение, также была включена в состав Октябрьской ж. д.

Линия Пинозеро - Ковдор в окрестностях станции Ёна.
Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Ёна.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 01580)[4]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 015203)[5]:
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.

В списке станций в границах Октябрьской железной дороги по состоянию на 01.01.2011, станция Ёна Мурманского региона указана как промежуточная 5-го класса. Входит в Мурманский центр организации работы станций (ДЦС-5).

Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 156 от 10.04.2019 станция Ёна закрыта для выполнения пассажирских операций по знаку «П» (продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа) Тарифного руководства № 4 и открыта для выполнения пассажирских операций по знаку «О» (посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения, приём и выдача багажа не производятся).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 207 от 23.06.2021 закрыт железнодорожный путь общего пользования № 4 от стрелочного перевода № 11 до упора протяжённостью 54 м.

Наличие станции Ёна на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Пинозера Ковдора
1943 [3] Ена Кировская железная дорога 77
1962 [6] Ена Мурманское отделение Октябрьской железной дороги 40
1968 [7]
1975 [8]
1990 [9]
1999 [10]
2005 [11]
2019 [12] Ена Мурманский регион Октябрьской железной дороги


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[5] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.

[6] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[8] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[9] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[10] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[11] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[12] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.