Станция Ёна(Мурманская область) | ||
Главная → Железные дороги → ОКТЖД → Станция Ёна |
|
Название | Ёна |
---|---|
Регион | Мурманская область |
Год открытия | 1941 |
Код ЕСР | 015203 |
Статус | Промежуточная станция 5-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Октябрьская железная дорога Мурманский регион |
до 12.2010 | Мурманское отделение Октябрьской железной дороги |
до 07.1959 | Мурманское отделение Кировской железной дороги |
до 15.11.1946 | Кировская железная дорога |
Участок | Пинозеро – Ковдор (77км 4пк) |
Прилегающие перегоны | Уполокша – Ёна (1-путный, неэлектрифицированный), Ёна – Куропта (1-путный, неэлектрифицированный). |
Часть 1. Современное состояние
Расписание рабочего поезда Кандалакша-Ковдор-Кандалакша 8801/8802/8803 в 2021 году. |
---|
Описание составлено 28.07.2024.
Станция Ёна Мурманского региона Октябрьской железной дороги расположена в сельском населённом пункте Ёнский Ковдорского муниципального округа Мурманской области на 76-78 километрах линии Пинозеро – Ковдор. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают следующие перегоны:
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Уполокша, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки;
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Куропта, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки.
Станция Ёна – поперечного типа, имеющая четыре пути: 2-й, I-й, 3-й и 5-й. 2-й путь уложен на деревянных шпалах, остальные из рельсов типа Р65 – на железобетонных.
Параллельно 2-му пути располагается погрузочно-разгрузочный тупик, оборудованный высокой грузовой платформой. В настоящее время он не используется, огорожен красным щитом. Рядом с ним сохранились остатки верхнего строения ещё одного пути, так же оборудованного высокой грузовой платформой.
Продолжением 3-го пути в чётной горловине является подъездной путь, ведущий в промышленную зону сельского населённого пункта Ёнский. В нечётной – огороженный красным щитом вытяжной тупик.
Сбоку от 2-го пути расположена оборудованная перильным ограждением низкая пассажирская платформа длиной 70 метров, изготовленная из железобетонных плит. Там же на 77км 4пк находится одноэтажное здание поста ЭЦ и другие станционные постройки.
Стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на деревянных столбах с железобетонным основанием, а пассажирская платформа – светильниками на железобетонных опорах.
В нечётной горловине над железной дорогой проложен автомобильный путепровод (автодорога Пиренга – Ковдор), в чётной горловине находится закрытый железнодорожный переезд.
Станция оборудована устройствами электрической централизации. По главному пути установлена допускаемая скорость 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.
Пассажирского движения на линии Пинозеро – Ковдор нет. По будним дням на ст. Ёна останавливается рабочий поезд Кандалакша – Ковдор – Кандалакша.
Входной светофор «Ч». 30.06.2024 [1] | Нечётная горловина. Вид с путепровода в сторону ст. Уполокша. 04.09.2022 [1] |
---|
Чётные выходные светофоры. 15.05.2022 [1] | Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта. 15.05.2022 [1] |
---|
Грузовая платформа. 15.05.2022 [1] | Туалет. 19.06.2022 [1] |
---|
Здание ПЧ. 19.06.2022 [1] | Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Уполокша. 19.06.2022 [1] |
---|
Пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Куропта. 19.06.2022 [1] | Пристанционная постройка. 19.06.2022 [1] |
---|
Станционное здание. 19.06.2022 [1] | Нечётные выходные светофоры. Фундамент гидроколонки. 19.06.2022 [1] |
---|
Нечётные выходные светофоры. 19.06.2022 [1] | Чётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта. 19.06.2022 [1] |
---|
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Куропта. 19.06.2022 [1] | Здание поста закрытого переезда в чётной горловине. 15.05.2022 [1] |
---|
Входной светофор «Н». 19.06.2022 [1] | Чётная горловина. Начало подъездного пути. 19.06.2022 [1] |
---|
Подъездной путь. Вид в сторону тупиков. 19.06.2022 [1] | Подъездной путь. Вид от переезда в сторону тупиков. 04.09.2022 [1] |
---|
Подъездной путь. Вид в сторону станции. 04.09.2022 [1] | Подъездной путь. Вид в сторону тупиков. 04.09.2022 [1] |
---|
Схематический план станции Ёна по состоянию на 2024 год. составлен автором сайта (при получении дополнительной информации будет обновлён) |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
Кировская железная дорога Количество главных путей показано на 01.06.1941. [3] |
---|
Станция Ёна появилась ещё при первоначальном строительстве железнодорожной линии Пинозеро – Ковдор в 1940-1941 гг. Она обозначена на изданной в 1943
03.06.1941 открыто временное движение на всём протяжении линии до 112-го километра, на станции Ёна были построены 3 жилых дома и пассажирское здание, на 76-м километре – дом путевого обходчика, на 78-м километре – линейно-путевые дома дорожного мастера и бригадира пути. После начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы, построенные здания вероятно были разрушены.
На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор.
30.03.1951 приказом заместителя министра путей сообщения № 11-12-01140 по восстановленной линии Пинозеро – Ковдор было открыто временное грузопассажирское движение.
За период 1949-1955 гг. по новому проекту было сделано развитие станции Ёна, построено типовое деревянное пассажирское здание малых станций с коммерческими операциями строительным объёмом 409 куб. м с печным отоплением, возведены два брусчатых дома с двумя 2-комнатными квартирами общей жилой площадью 116,8 кв. м и три 3-квартирных рубленых дома общей жилой площадью 327 кв. м.
Для обеспечения паровозов водой сооружён пункт водоснабжения. Источником является озеро Сейто, вода из которого по 2-м самотёчным линиям из труб диаметром 150 мм протяжённостью 55 метров подаётся в береговой железобетонный колодец, из которого набирается центробежными насосами, установленными в кирпичном здании насосной. Далее вода по напорной линии из чугунных труб диаметром 150 мм протяжением 905 метров подаётся в два водонапорных заземлённых железобетонных резервуара общей ёмкостью 400 кубометров. Разводящая сеть протяжением 1799 метров проложена к 2-м гидроколоннам и водоразборным колонкам посёлка.
Для электроснабжения станции построено кирпичное здание электростанции площадью 31 кв. м, в которой были установлены 2 локомобиля мощностью
Ёна вошла в состав Мурманского отделения Кировской железной дороги. Станция была оборудована электрожезловой системой и стрелочной связью. Были установлены входные семафоры и предупредительные электрозаводные диски, оборудованы маршрутно-контрольные устройства системы Наталевича. Все стрелки станции согласно проекта оснащены замками Мелентьева.
31.12.1955 железнодорожная линия Пинозеро – Ковдор принята в постоянную эксплуатацию.
В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде. Станция Ёна, как и всё Мурманское отделение, также была включена в состав Октябрьской ж. д.
Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Ёна. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг. |
---|
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 01580)[4]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 015203)[5]:
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.
В списке станций в границах Октябрьской железной дороги по состоянию на 01.01.2011 станция Ёна Мурманского региона указана как промежуточная 5-го класса. Входит в Мурманский центр организации работы станций (ДЦС-5).
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 156 от 10.04.2019 станция Ёна закрыта для выполнения пассажирских операций по знаку «П» (продажа билетов на все пассажирские поезда, приём и выдача багажа) Тарифного руководства № 4 и открыта для выполнения пассажирских операций по знаку «О» (посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения, приём и выдача багажа не производятся).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 207 от 23.06.2021 закрыт железнодорожный путь общего пользования № 4 от стрелочного перевода № 11 до упора протяжённостью 54 м.
В 2022 году капитально отремонтирован 3-й путь с переукладкой на железобетонные шпалы.
В 2023 году такой же реконструкции был подвергнут 5-й путь, который до этого был уложен на деревянных шпалах рельсами типа Р50 (среди них встречались изготовленные на «Азовстали» в 1952 году).
Наличие станции Ёна на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного (остановочного) пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Пинозера | Ковдора | |||
1943 [3] | Ена | Кировская железная дорога | 77 | – |
1962 [6] | Ена | Мурманское отделение Октябрьской железной дороги | 77 | 40 |
1968 [7] | ||||
1975 [8] | ||||
1990 [9] | ||||
1999 [10] | ||||
2005 [11] | ||||
2019 [12] | Ена | Мурманский регион Октябрьской железной дороги |
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[5] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.
[6] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[8] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[9] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[10] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[11] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
[12] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |