государственный флаг России

Платформа 112 км (закр.)

(Мурманская область)
государственный флаг России
Название 112 км
Регион Мурманская область
Год открытия 1975
Код ЕСР 015311
Статус Платформа (закрытая)
Принадлежность
до 2008 года Мурманское отделение Октябрьской железной дороги
Участок Пинозеро – Ковдор (112км 4пк)
Перегон Куропта – Ковдор
(1-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 12.12.2023.

Платформа 112 км Мурманского отделения Октябрьской железной дороги располагалась в пяти километрах к востоку-юго-востоку от города Ковдора Ковдорского муниципального округа Мурманской области на 112-м километре 1-путного неэлектрифицированного перегона Куропта – Ковдор (линия Пинозеро – Ковдор) в 120 метрах от автодороги Пиренга – Ковдор. В настоящее время от платформы ничего на местности не осталось, за исключением нескольких железобетонных плит в придорожных кустах, которые не могут быть ничем иным, как остатками пассажирской платформы. Также в данном месте на перегоне установлено устройство контроля схода подвижного состава, увязанное с устройствами СЦБ станции Ковдор.

Как минимум с 2008 года платформа 112 км не упоминается в служебных расписаниях пригородных и рабочих поездов. Тем не менее, она продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4.

Платформа 112 км. Вид в сторону ст. Куропта. 13.06.2022. Платформа 112 км. Вид в сторону ст. Ковдор. УКСПС. 13.06.2022.
Вид в сторону ст. Куропта.
13.06.2022 [1]
Вид в сторону ст. Ковдор.
Устройство контроля схода подвижного состава.
13.06.2022 [1]
Платформа 112 км. Вид в сторону ст. Куропта. 13.06.2022. Платформа 112 км. Остатки пассажирской платформы. 13.06.2022.
Вид в сторону ст. Куропта.
13.06.2022 [1]
Железобетонные плиты бывшей пассажирской платформы.
13.06.2022 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Фрагмент топографической карты начала XXI века с платформой 112 км.
Фрагмент топографической карты начала XXI века с платформой 112 км
масштаб 1:50 000

03.06.1941 было открыто временное движение поездов на всём протяжении железнодорожной линии Пинозеро – Ковдор до 112-го километра, ставшего временным конечным пунктом этой ветки. На изданной в 1943 году[3] схеме Кировской железной дороги в 112-ти километрах от станции Пинозеро обозначена станция Ковдор. После начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы.

На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор с удлинением трассы до 117-го километра и переносом туда станции Ковдор для её приближения к строящемуся Ковдорскому горно-обогатительному комбинату.

Год открытия платформы 112 км неизвестен. Впервые она указана в составе Мурманского отделения Октябрьской железной дороги на схеме 1975 года[4].

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 015311)[5]:
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производятся.

В служебном расписании движения пригородных поездов по Мурманскому отделению Октябрьской железной дороги с 25.05.2008 платформа отсутствует.

Ни на одном из доступных автору сайта спутниковых снимках, начиная с фотографии от 02.08.2006, пассажирская платформа не наблюдается.

В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.

Наличие раздельного (остановочного) пункта 112 км на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Пинозера Ковдора
1943 [3] Ковдор Кировская железная дорога 112
1975 [4] пл. 112 км Мурманское отделение Октябрьской железной дороги 5
1990 [6] Пл. 112 км
1999 [7]
2005 [8]
2019 [9] Пл. 112 км Мурманский регион Октябрьской железной дороги


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[5] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[7] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[8] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[9] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.