Остановочный пункт Колюжный(Мурманская область) | ||
Главная → Железные дороги → ОКТЖД → Остановочный пункт Колюжный |
|
Название | Колюжный |
---|---|
Прежние названия | Кох |
Регион | Мурманская область |
Год открытия | 1941 |
Код ЕСР | 015152 |
Статус | Остановочный пункт |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Октябрьская железная дорога Мурманский регион |
до 12.2010 | Мурманское отделение Октябрьской железной дороги |
до 07.1959 | Мурманское отделение Кировской железной дороги |
до 15.11.1946 | Кировская железная дорога |
Участок | Пинозеро – Ковдор (64км 4пк) |
Перегон | Уполокша – Ёна (1-путный, неэлектрифицированный). |
Часть 1. Современное состояние
Описание составлено 19.11.2023.
Остановочный пункт Колюжный Мурманского региона Октябрьской железной дороги располагается в трёхстах метрах к югу от населённого пункта Калюжный Ковдорского муниципального округа Мурманской области на 64-м километре 1-путного неэлектрифицированного перегона Уполокша – Ёна (линия Пинозеро – Ковдор).
Справа от железнодорожного полотна по направлению на ст. Ёна находится низкая пассажирская платформа длиной 36 метров, выложенная из железобетонных плит. По обеим сторонам от пути перегона сохранились деревянные шпалы от разобранных боковых путей закрытого разъезда. За платформой на опушке леса расположено строение из шпал, которое используется работниками железной дороги для обогрева. Деревянное пассажирское здание закрытого разъезда размещалось с противоположной стороны от путей. Как минимум до 02.2020 от него ещё оставался остов печи.
Освещение на остановочном пункте отсутствует, провода к единственному фонарному столбу оборваны.
Пассажирского движения на линии Пинозеро – Ковдор нет. По будним дням на о.п. Колюжный останавливается рабочий поезд Кандалакша – Ковдор – Кандалакша.
Вид в сторону ст. Уполокша. 16.09.2023 [1] | Вид в сторону ст. Ёна. 16.09.2023 [1] |
---|
Каменная труба (64км 3пк). 16.09.2023 [1] | Пассажирская платформа. 16.09.2023 [1] |
---|
Вид в сторону ст. Ёна. Сохранились шпалы бокового пути разобранного разъезда. 10.09.2022 [1] | Вид в сторону ст. Ёна. Сохранились шпалы бокового пути разобранного разъезда. 16.09.2023 [1] |
---|
Вид в сторону ст. Уполокша. Сохранились шпалы боковых путей разобранного разъезда. 16.09.2023 [1] | Строение из деревянных шпал, используемое работниками железной дороги. 16.09.2023 [1] |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
Кировская железная дорога Количество главных путей показано на 01.06.1941. [3] |
---|
По-видимому, разъезд на месте современного остановочного пункта Колюжный появился ещё при первоначальном строительстве железнодорожной линии Пинозеро – Ковдор в 1940-1941 гг. На изданной в 1943
03.06.1941 открыто временное движение на всём протяжении линии до 112-го километра, однако после начала Великой Отечественной войны по распоряжению военного командования железнодорожную ветку начали разбирать, начиная от границы. Здания были частично разрушены.
На основании постановления Совета Министров СССР № 3733-1526/c от 1948 года Строительство № 75 (в дальнейшем трест «Севзаптрансстрой» Министерства транспортного строительства) приступило в 1949 году к восстановлению линии Пинозеро – Ковдор.
За период 1949-1955 гг. по новому проекту было сделано развитие разъезда Колюжный, построено деревянное пассажирское здание строительным объёмом 221 куб. м с печным отоплением, возведены два 3-квартирных рубленых дома жилой площадью по 109 кв. м, восстановлены дома дорожного мастера и бригадира пути на 63-м километре, дом на 2-х путевых обходчиков на 64-м километре. Электричество на разъезде отсутствовало, коммерческие операции не производились. Колюжный вошёл в состав Мурманского отделения Кировской железной дороги. Были установлены входные семафоры и предупредительные электрозаводные диски. Можно предположить, что разъезд имел поперечную схему с двумя боковыми приёмо-отправочными путями. Раздельный пункт оборудован электрожезловой системой и стрелочной связью.
В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде. Разъезд Колюжный, как и всё Мурманское отделение, также был включён в состав Октябрьской ж. д.
Линия Пинозеро – Ковдор в окрестностях станции Ёна. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию местности на 1978-90 гг. |
---|
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 01570)[4]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.
Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 015152)[5]:
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производятся.
По-видимому, в конце 1990-х гг. разъезд Колюжный был закрыт и преобразован в остановочный пункт, боковые пути разобрали.
В 12.2010 в связи с ликвидацией Мурманского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Мурманского региона Октябрьской железной дороги.
Наличие раздельного (остановочного) пункта Колюжный на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного (остановочного) пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Пинозера | Ковдора | |||
1943 [3] | Кох | Кировская железная дорога | 64 | – |
1962 [6] | раз. Колюжный | Мурманское отделение Октябрьской железной дороги | 64 | 53 |
1968 [7] | ||||
1975 [8] | ||||
1990 [9] | Раз. Колюжный | |||
1999 [10] | ||||
2005 [11] | О.п. Колюжный | |||
2019 [12] | О.п. Колюжный | Мурманский регион Октябрьской железной дороги |
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[5] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.
[6] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[8] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[9] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[10] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[11] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
[12] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |