государственный флаг России

Железнодорожный участок Ржава – Ржавский Завод

(закрыта в 2001 году)
государственный флаг России

Перечень раздельных и остановочных пунктов

Расположение,
км, пк
Наименование остановочного
или раздельного пункта
Год
открытия
Код
ЕСР
Код ЕСР
в 1981 году
1км 1пк станция Ржава 1869 435107 45670
1км 1пк станция Ржава (закр.) 1882
7км 10пк станция Ржавский Завод (закр.) 1915 45680

Современное состояние

Закрытая в 2001 году линия Ржава – Ржавский Завод входила в состав Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги Министерства путей сообщения России, являясь частью железных дорог общего пользования. Эта тупиковая ветка протяжённостью 7 километров пролегала по территории Пристенского района Курской области. До своего закрытия линия была однопутной, неэлектрифицированной. В настоящее время рельсы, шпалы и элементы СЦБ полностью демонтированы, о железной дороге и станции Ржавский Завод напоминают только остатки нижнего строения пути.

Историческая справка

История железнодорожной линии Ржава – Ржавский Завод началась в 1910 году, когда для подвоза сахарной свеклы было принято решение построить узкоколейную ветку протяжённостью 7 километров от станции Клейнмихелево (в настоящее время – Ржава) до Ржавского сахарного завода. Строительство железной дороги с шириной колеи 914 мм, продолжившей линию Обоянь – Клейнмихелево, было завершено в 1914 году, а в 1915 году была открыта станция Ржавский Завод.

Новую линию Южных железных дорог обслуживали узкоколейные паровозы, работающие на обоянской ветке: четыре танк-паровоза типа 100 постройки Коломенского завода (№№ 1, 2, 4, 5) и танк-паровоз № 3 типа 0-3-0, изготовленный в 1898 году на Людиновском заводе.

Схема трёхосного паровоза колеи 914 мм постройки Людиновского завода Паровоз типа 100 колеи 914 мм постройки Коломенского завода.
Схема трёхосного паровоза колеи 914 мм постройки Людиновского завода [3] Паровоз типа 100 колеи 914 мм постройки Коломенского завода [3]

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В 1936 году линия Ржава – Ржавский Завод была перешита на широкую колею.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

Впервые линия Ржава – Ржавский Завод появляется на схеме 1936 года[4].

В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 линия Ржава – Ржавский Завод вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

В 2001 году малодеятельная линия Ржава – Ржавский Завод была закрыта и впоследствии разобрана.

Использованные источники

[1] Сайт «Архивная служба Курской области».

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Москалев Л. Наши узкоколейные паровозы – М.: Издательство «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ДЕЛО», 1997.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Сайт ОАО «Российские железные дороги».