Железнодорожный участок Ржава – Ржавский Завод(закрыта в 2001 году) |
|
Перечень раздельных и остановочных пунктов
Расположение, км, пк | Наименование остановочного или раздельного пункта | Год открытия | Код ЕСР | Код ЕСР в 1981 году |
1км 1пк | станция Ржава | 1869 | 435107 | 45670 |
---|---|---|---|---|
1км 1пк | станция Ржава (закр.) | 1882 | ||
7км 10пк | станция Ржавский Завод (закр.) | 1915 | 45680 |
Современное состояние
Закрытая в 2001 году линия Ржава – Ржавский Завод входила в состав Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги Министерства путей сообщения России, являясь частью железных дорог общего пользования. Эта тупиковая ветка протяжённостью 7 километров пролегала по территории Пристенского района Курской области. До своего закрытия линия была однопутной, неэлектрифицированной. В настоящее время рельсы, шпалы и элементы СЦБ полностью демонтированы, о железной дороге и станции Ржавский Завод напоминают только остатки нижнего строения пути.
Историческая справка
История железнодорожной линии Ржава – Ржавский Завод началась в 1910 году, когда для подвоза сахарной свеклы было принято решение построить узкоколейную ветку протяжённостью 7 километров от станции Клейнмихелево (в настоящее время – Ржава) до Ржавского сахарного завода. Строительство железной дороги с шириной колеи 914 мм, продолжившей линию Обоянь – Клейнмихелево, было завершено в 1914 году, а в 1915 году была открыта станция Ржавский Завод.
Новую линию Южных железных дорог обслуживали узкоколейные паровозы, работающие на обоянской ветке: четыре танк-паровоза типа 100 постройки Коломенского завода (№№ 1, 2, 4, 5) и танк-паровоз № 3 типа 0-3-0, изготовленный в 1898 году на Людиновском заводе.
Схема трёхосного паровоза колеи 914 мм постройки Людиновского завода [3] | Паровоз типа 100 колеи 914 мм постройки Коломенского завода [3] |
---|
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.
В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).
В 1936 году линия Ржава – Ржавский Завод была перешита на широкую колею.
19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.
Впервые линия Ржава – Ржавский Завод появляется на схеме 1936 года[4].
В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.
С 04.10.1946 линия Ржава – Ржавский Завод вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
В 2001 году малодеятельная линия Ржава – Ржавский Завод была закрыта и впоследствии разобрана.
Использованные источники
[1] Сайт
[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[3] Москалев Л. Наши узкоколейные паровозы – М.: Издательство «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ДЕЛО», 1997.
[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[5] Сайт
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |