государственный флаг России

Станция Ржава (закр.)

(Курская область)
государственный флаг России
Название Ржава
Прежние названия Клейнмихелево, Марьино
Регион Курская область
Год открытия 1882
Код ЕСР
Статус Станция (закрытая)
Принадлежность
до 1936 года Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1897 года Обоянская железная дорога
Участок Ржава – ОбояньРжава – Ржавский Завод
Прилегающие
перегоны
Ржава – Кривцово
(1-путный, неэлектрифицированный),
Ржава – Ржавский Завод
(1-путный, разобранный).

Часть 1. Современное состояние

Узкоколейная станция Ржава располагалась в селе Марьино (ныне посёлок городского типа Пристень Пристенского района) Курской области на 30-й версте линии Обоянь – Ржава и на момент закрытия входила в состав Московско-Курской железной дороги.

После перешивки в 1936 году узкоколейных линий Обоянь – Ржава и Ржава – Ржавский Завод на широкую колею станция была разобрана. На её месте сейчас расположены приёмо-отправочные пути станции Ржава, предназначенные для поездов обоянского направления.

Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на север. Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на юг.
Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на север. [1]
23.05.2005
Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на юг. [1]
23.05.2005

Часть 2. Историческая справка

Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино по состоянию на 1890 год
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино
по состоянию на 1890 год

Станция была открыта в 1882 году под наименованием Марьино при завершении строительства узкоколейной (ширина колеи 914 мм) линии, соединившей уездный город Обоянь со станцией Марьино Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Она была расположена на 30-й версте от Обояни, относилась ко 2-му классу и входила в состав частной Обоянской железной дороги. Станция предназначалась для перевалки грузов с обоянской узкоколейки на ширококолейную Курско-Харьково-Азовскую железную дорогу.

В 1897 году после того как Обоянская железная дорога полностью перешла в казну, станция Марьино вошла в состав Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

В 1898 году станция была переименована в Клейнмихелево.

Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[2]: „Затем ещё несколько вёрст среди пашни, изредка прорезанной оврагами и дорога вступает в Обоянский уезд, где в самом его начале расположена станция 2-го класса – Клейнмихелево, бывш. Марьино. Это первая более значительная остановка, где имеется буфет с горячими блюдами и где, даже курьерский поезд, стоит не менее 10 минут. Окрестности этой станции составляют, исключительно, пахатныя земли села Ярыгина и Начальный Колодезь. В двух верстах от станции протекает река Ржава, снабжающая водою станцию, при посредстве водопровода. Станция Клейнмихелево служит крупным центром отправления продуктов земледелия плодородных окрестностей и значение ея для движения грузов увеличивается от примыкающей к ней Обоянской ветви. Эта ветвь протяжением 30 вёрст, соединяет с главной линией г. Обоянь и таким образом облегчает сбыт товаров со всего Обоянскаго района.“

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

В 1914 году было завершено строительство узкоколейной (ширина колеи 914 мм) железной дороги до Ржавского сахарного завода (станция Ржавский Завод). Новая ветка, предназначенная для доставки на завод сахарной свеклы, продолжила линию Обоянь – Клейнмихелево.

В 1915 году станция получила наименование Ржава.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В 1936 году завершилась перешивка на широкую колею линий Обоянь – Ржава и Ржава – Ржавский Завод, узкоколейная станция Ржава была разобрана. На её месте для обслуживания ответвлений на Обоянь и Ржавский Завод были уложены приёмо-отправочные пути ширококолейной станции Ржава.

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.