государственный флаг России

Станция Кривцово

(Курская область)
государственный флаг России
Название Кривцово
Прежние названия Троицкое
Регион Курская область
Год открытия 1882
Код ЕСР 435130
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1897 года Обоянская железная дорога
Участок Ржава – Обоянь (18км 9пк)
Прилегающие
перегоны
Ржава – Кривцово
(1-путный, неэлектрифицированный),
Кривцово – Обоянь
(1-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Станция Кривцово расположена в 800 метрах южнее одноимённой деревни Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области на 18-м километре линии Ржава – Обоянь. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают неэлектрифицированные 1-путные перегоны со станций Ржава и Обоянь, оборудованные полуавтоблокировкой.

Станция поперечного типа, имеет три приёмо-отправочных пути: I-й, 2-й и 3-й. Между I-м и 3-м, I-м и 2-м путями – две низкие пассажирские платформы из железобетонных плит (длиной около 50-60 метров). Сбоку от 2-го пути находится аналогичная платформа длиной около 60 метров, пассажирское здание (площадь внутренних помещений 93,7 кв. м) и прочие станционные постройки. Пропуски в нумерации стрелочных переводов свидетельствуют о том, что раньше станция имела большее путевое развитие, включая разобранный в настоящее время подъездной путь к плодоовощеводческому совхозу в селе Зорино. До недавнего прошлого в нечётной горловине ко 2-му пути стрелкой № 7 примыкал тупик № 5. В настоящее время остряки стрелки демонтированы, тупик основательно зарос травой.

Пассажирские платформы освещаются двумя светильниками, укреплёнными на деревянных столбах. Поскольку станция не оборудована электрической централизацией, в каждой горловине расположено по стрелочному посту, однако перевод всех стрелок осуществляется дежурным по станции. Разрешённая скорость движения по главному пути – 45 км/час, по боковым путям – 25 км/час.

С 2013 года из-за отмены всех пригородных поездов на данной линии пассажирские операции на станции не производятся. По причине полного отсутствия подъездных путей грузовая работа также не ведётся. Теоретически станция может использоваться для скрещения и обгона поездов, однако по состоянию на 27.07.2018 главный путь был закрыт для движения, а заросший травой 3-й путь, по-видимому, давно не использовался для движения подвижного состава. Предусмотрено, что маневровая работа может производиться локомотивом и составителем поездов станции Ржава. Из-за небольших объёмов движения станция Кривцово работает не круглосуточно. Её открытие или закрытие производится приказом поездного диспетчера.

Схематический план станции Кривцово по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Кривцово по состоянию на 2013 год.
Ст. Кривцово. Входной светофор Н. Станция Кривцово. Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ржава.
Ст. Кривцово. Входной светофор Н.
Фото пользователя с ником Kuryanin,
27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Нечётная горловина.
Вид в сторону ст. Ржава.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Обоянь. Станция Кривцово. Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Обоянь.
Станция Кривцово. Нечётная горловина.
Вид в сторону ст. Обоянь.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Нечётная горловина.
Вид в сторону ст. Обоянь.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Станционные постройки. Станция Кривцово. Пассажирское здание.
Станция Кривцово. Станционные постройки.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Пассажирское здание.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Нечётные выходные светофоры. Станция Кривцово. Вид в сторону ст. Ржава.
Станция Кривцово. Нечётные выходные светофоры.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]
Станция Кривцово. Вид в сторону ст. Ржава.
Фото пользователя с ником Kuryanin, 27.07.2018.[2]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа.

Часть 2. Историческая справка

Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино
Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино.
железная дорога нанесена по съёмкам 1888 года

Станция была открыта под наименованием Троицкое (Троицкая) с момента завершения строительства узкоколейной линии Обоянь – Марьино Обоянской железной дороги в 1882 году[4], получив своё название от села Обоянского уезда, расположенного в километре к северо-востоку. Узкоколейная станция находилась на 13-й версте от Обояни чуть севернее существующей в настоящее время станции широкой колеи, пассажирское здание размещалось к югу от станционных путей.

В 1897 году Обоянская железная дорога полностью перешла в казну, войдя в состав Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

В 1913 году станция была переименована в Кривцово.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В 1936 году после перешивки линии Ржава – Обоянь на широкую колею станция переместилась на несколько десятков метров к югу, заняв своё нынешнее положение. Пассажирское здание стало располагаться к северу от станционных путей.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Кривцово вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 установлена допускаемая скорость движения по главному пути станции Кривцово – 40 км/час, по боковым приёмо-отправочным путям – 25 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 установлена допускаемая скорость движения по главному пути станции Кривцово – 45 км/час, по боковым приёмо-отправочным путям – 25 км/час.

C 2013 года на линии Ржава – Обоянь отменены все пригородные поезда.

Наличие станции Кривцово на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Ржавы Обояни
1936 [5] Кривцово Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 18 14
1937 [6] Кривцово железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [7] Кривцово 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [8] Кривцово Южная железная дорога 18
1944 [9] Кривцово Южная железная дорога 18 13
1945 [10]
1948 [11] Кривцово Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [12]
1955 [13]
1962 [14]
1968 [15]
1975 [16]
1990 [17]
1999 [18] Кривцово Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги 16 15
2005 [19]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45673)[4]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования.

Использованные источники

[1] Сайт Пресс-Центра ОАО «Российские железные дороги».

[2] Сайт «НЕофициальный форум Московского железнодорожного агентства».

[3] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[7] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[8] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[14] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.