Станция Обоянь(Курская область) | ||
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Станция Обоянь |
|
Название | Обоянь |
---|---|
Регион | Курская область |
Год открытия | 1882 |
Код ЕСР | 435304 |
Статус | Промежуточная станция 4-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
до 1937 года | Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского |
до 19.07.1936 | Московско-Курская железная дорога |
до 1935 года | Южная железная дорога |
до 01.02.1934 | Южные железные дороги |
до 01.01.1907 | Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога |
до 1897 года | Обоянская железная дорога |
Участок | Ржава – Обоянь (32км 2пк) |
Прилегающие перегоны | Кривцово – Обоянь (1-путный, неэлектрифицированный). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Обоянь расположена в южной части одноимённого города Обоянского района Курской области на 32-м километре линии Ржава – Обоянь. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкает неэлектрифицированный 1-путный перегон со станции Кривцово, противоположная горловина заканчивается двумя вытяжными тупиками: 6-м и 7-м.
Станция поперечного типа, имеет 3 приёмо-отправочных пути: I-й, 2-й и 3-й. Между I-м и 3-м путями – низкая островная пассажирская платформа из бетонных плит длиной около 18 метров, аналогичная платформа расположена между I-м и 2-м путями. Сбоку от 3-го пути находится одноэтажное здание вокзала (площадь внутренних помещений 146,5 кв. м), построенное в стиле советского неоклассицизма, там же находится высокая грузовая платформа длиной около 100 метров. К I-му пути в нечётной горловине примыкает ответвление, ведущее к тупикам грузового двора (имеются открытая платформа, повышенный путь для высыпки сыпучих грузов, контейнерная площадка с электрокозловым краном КК-5 грузоподъёмностью 5 тонн) и подъездным путям АО «Артель» (имеется собственный маневровый тепловоз), ЗАО «Изоплит» и ООО «Обоянское РСУ». К пути перегона Обоянь – Кривцово между входным светофором и приёмо-отправочным парком примыкает подъездной путь ОАО «Обоянский элеватор» (имеется собственный маневровый тепловоз и железнодорожные весы).
Станция не оборудована электрической централизацией, в нечётной горловине имеется стрелочный пост № 1, стрелки чётной горловины и грузового двора переводятся составителем поездов. По всем путям станции допускаемая скорость ограничена до 25 км/час.
С 2013 года из-за отмены всех пригородных поездов на данной линии пассажирские операции на станции не производятся. Имеется грузовое движение, в качестве вывозного локомотива для подачи и уборки вагонов используются, в основном, тепловозы серии ЧМЭ3. Из-за небольших объёмов движения станция Обоянь работает не круглосуточно. Её открытие или закрытие производится приказом поездного диспетчера.
Схематический план станции Обоянь по состоянию на 2013 год. |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино. железная дорога нанесена по съёмкам 1888 года |
---|
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино по состоянию на 1890 год |
---|
Станция Обоянь была открыта в 1882 году[3] одновременно с завершением строительства узкоколейной (ширина колеи 914 мм) железной дороги от станции Марьино (в последующем – Клейнмихелево, в настоящее время – Ржава) до уездного города Обоянь. Станция была тупиковой, находилась на 1-й версте линии. По объёму работы относилась к 1-му классу и входила в состав частной Обоянской железной дороги. От основной линии имелось также ответвление к месту, где в настоящее время располагается ОАО «Обоянский элеватор».
В 1897 году Обоянская железная дорога полностью перешла в казну, войдя в состав Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.
01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.
В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).
В середине 1930-х годов параллельно узкоколейке Обоянь – Ржава была проложена железнодорожная линия широкой колеи, и в 1936 году эксплуатация узкоколейной железной дороги была прекращена: в «Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений» на зиму 1936-37 гг. линия Ржава – Обоянь не указывалась как узкоколейная; на схеме 1936 года линия Ржава – Обоянь указана как ширококолейная. Новая станция Обоянь широкой колеи разместилась в 1,5 километрах к юго-западу от первоначальной узкоколейной станции, которая впоследствии была разобрана. В настоящее время на месте старой станции находится средняя школа № 2 города Обояни, следов узкоколейной железной дороги не сохранилось.
19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.
С 04.10.1946 станция Обоянь вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В конце 1980-х годов грузооборот по станции достигал 140 вагонов в сутки.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 допускаемая скорость по всем путям станции Обоянь установлена равной 25 км/час.
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
C 2013 года на линии Ржава – Обоянь отменены все пригородные поезда.
Станция Обоянь. Вид в сторону Ржавы. Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[4] | Станция Обоянь. Вид в сторону вытяжных путей. Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[4] |
---|
Станция Обоянь. Пассажирское здание. Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[4] | Станция Обоянь. Техническое здание. Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[4] |
---|
Наличие станции Обоянь на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от Ржавы |
1936 [5] | Обоянь | Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского | 32 |
1937 [6] | Обоянь | железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского | |
1940 [7] | Обоянь | 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги | |
1943 [8] | Обоянь | Южная железная дорога | 31 |
1944 [9] | |||
1945 [10] | |||
1948 [11] | Обоянь | Белгородское отделение Южной железной дороги | |
1952 [12] | |||
1955 [13] | |||
1962 [14] | |||
1968 [15] | |||
1975 [16] | |||
1990 [17] | |||
1999 [18] | Обоянь | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45690)[3]:
• имеются механизмы грузоподъёмностью 5 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях;
• приём и выдача грузов в контейнерах массой брутто 3-5 тонн.
Использованные источники
[1] Сайт
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[4] Сайт
[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.
[7] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[8] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[14] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |