государственный флаг России

Железнодорожный участок
Горелый – Тында

государственный флаг России

Перечень раздельных и остановочных пунктов

Располо-
жение,
км, пк
Наименование остановочного
или раздельного пункта
Год
откры-
тия {1}
Код ЕСР
в 1981
году
Данные из Тарифного руководства № 4 по участку 96-002 (Горелый – Тында) [1]

п/п
Код
ЕСР
Расстояние Выполняемые
операции {2}
от до ст. Горелый до ст. Тында
станция Горелый 1964 95301 951617     О
3км 7пк пост 3 км (закр.) 1977    
7км 8пк блок-пост 7 км 2022    
8км 10пк разъезд Крестовка (закр.) 1937    
19км 4пк разъезд Штурм 1937 99090 10 910706 Штурм (рзд) 162 км 18 км О 1
29км 10пк разъезд Мохортов 1937 9 910655 Мохортов (рзд) 151 км 29 км Х
49км 1пк станция Муртыгит 1977 99070 8 910602 Муртыгит 131 км 49 км Б 1,3
57км 5пк путевой пост 57 км 2024    
66км 6пк разъезд Пурикан 1977 99051 7 910417 Пурикан 115 км 65 км О
82км 10пк станция Аносовская 1977 99050 6 910424 Аносовская 98 км 82 км Б
94км 10пк разъезд Силип 1977 99022 5 910320 Силип (рзд) 86 км 94 км О
105км 6пк путевой пост 105 км 2021    
112км 9пк разъезд Заболотное 1977 99021 4 910316 Заболотное (рзд) 67 км 113 км О
122км 9пк разъезд Ефремов 2021    
133км 9пк станция Беленькая 1977 99020 3 910335 Беленькая 47 км 133 км Б
143км 9пк разъезд Федосеев 2018 910227    
160км 6пк разъезд Сети 1977 99010 2 910208 Сети (рзд) 20 км 160 км О 1,3
166км 10пк разъезд Побожий 2018    
179км 8пк станция Тында 1937 99000 1 910000 Тында 0 км 180 км П 1,2,3,5,8

Современное состояние

Участок Горелый – Тында Амуро-Якутской магистрали пролегает по территориям Сковородинского и Тындинского муниципальных округов Амурской области, являясь частью железных дорог общего пользования. Его протяжённость составляет 180 километров (километраж отсчитывается от ст. Горелый). Участок от ПК0+00 до ПК31+30 входит в состав Свободненского региона Забайкальской железной дороги, от ПК31+30 – в состав Тындинского региона Дальневосточной железной дороги. Нечётное направление – от Тынды в сторону ст. Горелый.

Значительная часть территории Республики Саха (Якутия) расположена в зоне средней тайги, которая к северу свеняется зонами лесотундры и тундры. Почвы преимущественно мерзлотно-таёжные, дерново-лесные, аллювиально-луговые, горнолесные и тундро-глеевые. Леса занимают около 4/5 территории.

Территория Южной Якутии состоит из ряда горных хребтов, гольцовых групп, плоскогорий, горных впадин со сложной геологической историей и разнообразным геоморфологическим строением, здесь преобладают среднегорный и высокогорный ландшафты с колебанием высот от 650 до 2420 метроы над уровнем моря.

Железнодорожный участок на подавляющем своём протяжении имеет уклоны 7-9 %. Подъёмы чередуются со спусками значительной протяжённости и крутизны, имеется большое число кривых (в том числе малого радиуса – 300 метров и менее). Подъёмы на пересечении Станового хребта являются затяжными, протяжённость их от 20 до 30 километров, что не позволяет использовать кинетическую энергию поездов для преодоления подъёмов сходу.

Состав родов груза, обращаемого на участке: каменный уголь, кокс, нефтегрузы, руда, чёрные металлы, лесные грузы, минерально-строительные материалы, химические и минеральные удобрения, хлебные и прочие грузы.

Климат в зоне участка определяется горным рельефом и взаимодействием погодообразующих процессов, характеризуется как умеренно-континентальный – относительно мягкий зимой, прохладный и дождливый летом.

Участок от ПК0+00 до ПК31+30 обслуживается Сковородинской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-7). От ПК31+30 – Тындинской дистанцией пути (ПЧ-22), Тындинской дистанцией сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-14), Тындинской дистанцией электроснабжения (ЭЧ-10), Тындинским региональным центром связи (РЦС-6).

На всём своём протяжении участок неэлектрифицированный (с автономной тягой). Имеются 13 станций и разъездов (включая станции Бестужево и Нерюнгри-Грузовая), которые образуют 12 перегонов. оборудованных устройствами полуавтоматической автоблокировки РПБ ГТСС с контролем свободности перегона методом счёта осей ЭССО:
• ст. Горелый – бл.-п. 7 км (двухпутный),
• бл.-п. 7 км – рзд. Штурм (строится второй путь),
• рзд. Штурм – рзд. Мохортов (строится двухпутная вставка),
• рзд. Мохортов – ст. Муртыгит (двухпутный),
• ст. Муртыгит – п.п. 57 км (двухпутный),
• п.п. 57 км – рзд. Пурикан (однопутный),
• рзд. Пурикан – ст. Аносовская (двухпутный),
• ст. Аносовская – рзд. Заболотное (двухпутный),
• рзд. Заболотное – рзд. Ефремов (строится второй путь),
• рзд. Ефремов – ст. Беленькая (строится двухпутная вставка),
• ст. Беленькая – рзд. Федосеев (строится двухпутная вставка),
• рзд. Федосеев – рзд. Сети (строится двухпутная вставка),
• рзд. Сети – рзд. Побожий (однопутный),
• рзд. Побожий – ст. Тында (строится второй путь).

Историческая справка

Железнодорожная линия Тахтамыгда (Бам) – Тында начала строиться с 1932 года. После распоряжения правительства от 04.1933 года о том, что БАМ будет возводиться силами БАМлага, два лагеря политзаключенных включились в строительство этой железной дороги. Её строили заключённые двух крупнейших отделений БАМлага: первого Тахтамыгдинского и шестого Нюкжинского. Качество работ, технический уровень сооружений были невысокими. Дорога строилась по облегчённым техническим условиям – с узким 5,5-метровым полотном, большим уровнем подъёма, деревянными мостами и водопропускными трубами.

К 1934 году было отсыпано земляное полотно, которое более года использовалось как автомобильная дорога.

Лишь в 1935 году силами «Амурлага» (начальник – майор госбезопасности И. Г. Петренко) начали укладку верхнего строения пути.

07.11.1937 первый паровоз пришёл в посёлок Тындинский – на 177-километровой ветви было открыто сквозное рабочее движение.

В 1941 году линию приняли в постоянную эксплуатацию.

Линия БАМ - Тында: от Транссиба до рзд. Дит. Линия БАМ - Тында: от рзд. Дит до рзд. Пурикан.
Линия БАМ – Тында: от Транссиба до рзд. Дит.
топографическая карта
масштаба 1:500 000 начала 1940-х гг.
Линия БАМ – Тында: от рзд. Дит до рзд. Пурикан.
топографическая карта масштаба 1:500 000 начала 1940-х гг.
Линия БАМ - Тында: от рзд. Пурикан до ст. Беленькая. Линия БАМ - Тында: от ст. Беленькая до ст. Тында.
Линия БАМ – Тында: от рзд. Пурикан до ст. Беленькая.
топографическая карта масштаба 1:500 000 начала 1940-х гг.
Линия БАМ – Тында: от ст. Беленькая до ст. Тында.
топографическая карта масштаба 1:500 000 начала 1940-х гг.

В 1942 году эта дорога, как и другие пути предвоенного БАМа, была разобрана и перевезена на возводимую Сталинградскую рокаду.

Строительство железной дороги было возобновлено в 1970-х годах силами Управления «Бамстройпуть» и железнодорожных войск.

Рабочее движение по линии Бам – Тында открыто 08.05.1975.

Во временную эксплуатацию железная дорога сдана в 1976 году.

31.10.1977 участок сдан в постоянную эксплуатацию.

28.12.2022 открыто движение поездов по второму пути 19-километрового перегона Пурикан – Аносовская участка Горелый – Тында Тындинского региона Дальневосточной железной дороги, построенного компанией «Бамстроймеханизация» в рамках второго этапа развития Восточного полигона. В ходе работ было перемещено 597 тысяч кубометров грунта, уложено 18,5 км железнодорожного пути, 10 стрелочных переводов, 184 км кабельно-проводниковой продукции, смонтировано 7 тысяч единиц оборудования, построено 10 мостов и 8 водопропускных труб. Три из 10 новых мостов возведены на устоях и опорах, сооружённых во время строительства БАМа в 1970-х годах: они были реконструированы, и на них надвинули новые пролётные строения.

Примечания

{1} Указан либо год открытия раздельного/остановочного пункта, либо год его первого упоминания в документах (справочниках, схемах, картах и т.д.). Более подробную информацию можно попробовать найти непосредственно на странице раздельного/остановочного пункта.

{2} В нижеприведённой таблице указана расшифровка используемых в Тарифном руководстве № 4[1] условных обозначений коммерческих операций, производимых на раздельных/остановочных пунктах:

Условное
обозначение
Производимые коммерческие операции
П Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа.
Б Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа не производится.
К1 Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на станциях.
К2 Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на станциях.
К1н Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования).
К2н Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования).
О Посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения. Приём и выдача багажа не производится.
Х Грузовые и коммерческие операции не производятся.
§ 1 Приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций.
§ 2 Приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций.
§ 3 Приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
§ 4 Приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций.
§ 5 Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях.
§ 6 Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 7 Зарезервировано.
§ 8 Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на станциях.
§ 8н Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 9 Зарезервировано.
§ 10 Приём и выдача крупнотоннажных 20, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на станциях.
§ 10н Приём и выдача крупнотоннажных 10, 20, 30, 40, 45–футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 11 Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях.
§ 11н Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 12 Приём и выдача крупнотоннажных 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях.
§ 12н Приём и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 13 Приём и выдача крупнотоннажных 10-футовых контейнеров на станциях.
Г* Приём и выдача грузобагажа предприятий, организаций и учреждений.
М* Продажа билетов в международном сообщении.
Т* Производство таможенных операций с багажом и грузобагажом в международном сообщении.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.