![]() | Станция Солнцево(Курская область) | ![]() |
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Станция Солнцево |
|
Название | Солнцево |
---|---|
Прежние названия | Никольская |
Регион | Курская область |
Год открытия | 1869 |
Код ЕСР | 437206 |
Статус | Промежуточная станция 5-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
до 1937 года | Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского |
до 19.07.1936 | Московско-Курская железная дорога |
до 1935 года | Южная железная дорога |
до 01.02.1934 | Южные железные дороги |
до 01.01.1907 | Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога |
до 1896 года | Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги |
до 01.11.1894 | Курско-Харьково-Азовская железная дорога |
Участок | Курск – Сараевка (591км 6пк) |
Прилегающие перегоны | Шумаково – Солнцево (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Солнцево – Сараевка (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Солнцево расположена в одноимённом посёлке городского типа Солнцевского района Курской области на 591-м километре линии Курск – Сараевка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Шумаково и Сараевка, электрифицированные постоянным током 3 кВ.
Станция полупродольного типа, имеет 6 электрифицированных путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й, 4-й и 6-й (тупиковый). Отсутствие стрелок с номерами 10 и 12 говорит о том, что в прошлом в чётной горловине находился (или предполагался к сооружению) ещё один съезд (вероятно между главными путями). Между I-м и II-м путями – низкая островная пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной около 200 метров, 150 метров из которых после 2012 года были покрыты железобетонными плитами. Также сбоку от II-го пути расположена ещё одна асфальтированная платформа длиной около 220 метров, 120 из которых после 2012 года прошли реконструкцию с установкой поручней и железобетонных плит, там же находятся одноэтажные пассажирское здание (площадь внутренних помещений 302,2 кв. м) и здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 124,2 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост.
Вдоль 5-го пути расположены пакгауз и грузовые платформы, в том числе высокая, также к этому пути примыкают подъездные пути ЗАО «ДЭП» и ООО «Аграрник» (договоры на эксплуатацию этих подъездных путей необщего пользования в настоящее время расторгнуты), подъездной путь ОАО «Курсктоппром» и два тупика Белгородской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12): тяговой подстанции и стоянки аварийно-восстановительных дрезин (автомотрис). К 6-му пути примыкают подъездные пути ООО «Агро Терра Элеваторы».
Станция оборудована электрической централизацией. По главным путям установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Кривецкая.
![]() |
Схематический план станции Солнцево по состоянию на 2013 год. |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
Станция была открыта под наименованием Никольская с момента завершения строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 1869 году, она была расположена на 52-й версте от Курска.
В 1885 году станция была переименована в Солнцево.
01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.
В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.
Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[2]: „Непосредственно за селом следует станция 3 класса Солнцево, бывшая Никольская и получившая свое название от некоего Д. Д. Солнцева. Солнцево принадлежит к числу бойких и торговых станций, благодаря своему положению в населенной местности, на пути большой дороги из Тима в Корочу.“
01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.
В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).
19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.
С 04.10.1946 станция Солнцево вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
В 2007 году выполнен капитальный ремонт пассажирской платформы.
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Солнцево установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
Наличие станции Солнцево на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||
Курска | Сараевки | Ржавы | |||
1918 [4] | Солнцево | ? | – | – | – |
1936 [5] | Солнцево | Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского | 56 | – | 22 |
1937 [6] | Солнцево | железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского | |||
1940 [7] | Солнцево | 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги | 55 | – | 23 |
1943 [8] | Солнцево | Южная железная дорога | 55 | – | – |
1944 [9] | Солнцево | Южная железная дорога | 55 | 11 | – |
1945 [10] | |||||
1948 [11] | Солнцево | Белгородское отделение Южной железной дороги | |||
1952 [12] | |||||
1955 [13] | |||||
1962 [14] | |||||
1968 [15] | |||||
1975 [16] | |||||
1990 [17] | |||||
1999 [18] | Солнцево | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45770)[19]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.
[3] Сайт
[4] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.
[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.
[7] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[8] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[14] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[19] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |