государственный флаг России

Станция Ржава

(Курская область)
государственный флаг России
Название Ржава
Прежние названия Клейнмихелево, Марьино
Регион Курская область
Год открытия 1869
Код ЕСР 435107
Статус Участковая станция 2-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Сараевка – Белгород (614км 3пк)
Ржава – Обоянь (1км 1пк)
Ржава – Ржавский Завод (1км 1пк)
Прилегающие
перегоны
Сараевка – Ржава
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Ржава – Прохоровка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Ржава – Кривцово
(1-путный, неэлектрифицированный),
Ржава – Ржавский Завод
(1-путный, разобранный).

Часть 1. Современное состояние

Станция Ржава расположена в посёлке городского типа Пристень Пристенского района Курской области на 614-м километре линии Сараевка – Белгород. По характеру выполняемой работы является участковой, по объёму работы относится к 1-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Сараевка и Прохоровка, электрифицированные постоянным током 3 кВ, и однопутный неэлектрифицированный перегон со станции Кривцово линии Ржава – Обоянь. До 2001 года к станции Ржава примыкал также однопутный неэлектрифицированный перегон со станции Ржавский Завод.

Станция поперечного типа, имеет в основном парке 7 электрифицированных приёмо-отправочных путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й, 4-й, 6-й и 8-й, а также 2 выставочных неэлектрифицированных пути: 10-й и 12-й. В чётной горловине расположены два вытяжных тупика: 16-й (неэлектрифицированный) и 18-й (электрифицированный). В нечётной горловине – два неэлектрифицированных вытяжных тупика (11-й и 13-й), предназначенных для обработки вагонов обоянского направления. Отсутствие стрелок №№ 2, 4, 6, 8, 7 и 9 и маневровых светофоров М2, М4, М6, М8, М7, М13, М15, М17 и М19 говорит о том, что в прошлом в чётной горловине находились (или планировались к сооружению) ещё два съезда, а в нечётной горловине - один съезд (вероятно между I-м и 3-м путями).

В основном парке имеются 3 низкие островные пассажирские платформы: между I-м и 3-м путями (длина около 210 метров, с асфальтированным покрытием), между I-м и II-м (около 170 метров, с покрытием из тротуарной плитки), между II-м и 4-м (около 130 метров, с покрытием из тротуарной плитки). Сбоку от пути 3а расположена боковая низкая пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной около 300 метров, там же находятся одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 565,2 кв. м) и 3-этажный пост ЭЦ (площадь внутренних помещений 281,4 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост. Вдоль 7-го тупика расположены пакгауз и высокая грузовая платформа длиной около 200 метров. К 8-му пути примыкает подъездной путь ОАО "Ржавское ХПП" и ЗАО "Агрохимическая Компания Курск" (имеются вагонные весы).

За пассажирским зданием и постом ЭЦ на месте бывшей узкоколейной станции находятся два приёмо-отправочных пути обоянского направления. Между ними – низкая островная пассажирская платформа из бетонных плит длиной около 100 метров, сбоку от пути 1об – низкая боковая пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной около 85 метров. Этими платформами пользуются пассажиры пригородного поезда Старый Оскол – Ржава. К перегону на станцию Кривцово примыкают тупики Ржавской дистанции пути (ПЧ-6) и Ржавской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-17). Там же располагались разобранные в настоящее время подъездные пути ОАО «Курсктоппром» и Пристенского дорожно-ремонтно-строительного предприятия. К северу от приёмо-отправочных путей обоянского направления в прошлом начинался перегон на станцию Ржавский Завод, сейчас там остались только два тупика Белгородской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12): тяговой подстанции и стоянки аварийно-восстановительных дрезин (автомотрис). Между основным парком и путями обоянского направления находится участок эксплуатации локомотивов эскплуатационно-локомотивного депо Белгород-Курский (ТЧЭ-1).

Станция оборудована электрической централизацией. При маневровых передвижениях допускается передача стрелок №№ 30, 36 и 62 с центрального на местное управление оператору поста централизации МК-2, стрелок №№ 5, 23/25, 41 – оператору поста централизации МВ-1. По главным путям установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

Станция Ржава используется как пункт оборота электропоездов, следующих от станций Курск и Белгород; также здесь производится формирование/расформирование составов обоянской линии и смена локомотивов поездов, следующих по неэлектрифицированной линии Сараевка – Старый Оскол.

Схематический план станции Ржава по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Ржава по состоянию на 2013 год
по данным спутникового снимка от 03.08.2015 подъездные пути ОАО «Курсктоппром» и Пристенского ДРСП разобраны

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино по состоянию на 1890 год
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино
по состоянию на 1890 год

Станция была открыта в 1869 году[2] под наименованием Марьино при завершении строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги, она была расположена на 73-й версте от Курска, относилась ко 2-му классу.

В 1882 году параллельно станции была сооружена узкоколейная станция Марьино частной Обоянской железной дороги, с которой на широкую колею переваливались грузы, поступающие с обоянской ветки.

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

В 1898 году станция была переименована в Клейнмихелево.

Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[3]: „Затем ещё несколько вёрст среди пашни, изредка прорезанной оврагами и дорога вступает в Обоянский уезд, где в самом его начале расположена станция 2-го класса – Клейнмихелево, бывш. Марьино. Это первая более значительная остановка, где имеется буфет с горячими блюдами и где, даже курьерский поезд, стоит не менее 10 минут. Окрестности этой станции составляют, исключительно, пахатныя земли села Ярыгина и Начальный Колодезь. В двух верстах от станции протекает река Ржава, снабжающая водою станцию, при посредстве водопровода. Станция Клейнмихелево служит крупным центром отправления продуктов земледелия плодородных окрестностей и значение ея для движения грузов увеличивается от примыкающей к ней Обоянской ветви. Эта ветвь протяжением 30 вёрст, соединяет с главной линией г. Обоянь и таким образом облегчает сбыт товаров со всего Обоянскаго района.“

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

В 1915 году станция получила наименование Ржава.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В 1936 году завершилась перешивка на широкую колею линий Обоянь – Ржава и Ржава – Ржавский Завод, узкоколейная станция Ржава была разобрана. На её месте для обслуживания ответвлений на Обоянь и Ржавский Завод были уложены приёмо-отправочные пути ширококолейной станции Ржава, которая стала, таким образом, узловой.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Ржава вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Станция Ржава. Вид в сторону Белгорода. Станция Ржава. Вид в сторону Белгорода.
Станция Ржава. Вид в сторону Белгорода. [4]
23.05.2005
Станция Ржава. Вид в сторону Белгорода. [4]
23.05.2005
Станция Ржава. Вид в сторону Сараевки. Станция Ржава. Вид в сторону Сараевки.
Станция Ржава. Вид в сторону Сараевки. [4]
23.05.2005
Станция Ржава. Вид в сторону Сараевки. [4]
23.05.2005
Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на север. Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на юг.
Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на север. [4]
23.05.2005
Станция Ржава. Пути обоянского направления. Вид на юг. [4]
23.05.2005

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Ржава установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Наличие станции Ржава на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Белгорода
1918 [5] Ржава ? 72 версты 77 вёрст
1936 [6] Ржава Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 78 82
1937 [7] Ржава железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [8] Ржава 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [9] Ржава Южная железная дорога 77 82
1944 [10] Ржава Южная железная дорога 12 81
1945 [11]
1948 [12] Ржава Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [13]
1955 [14]
1962 [15] Ржава Белгородское отделение Южной железной дороги 12 82
1968 [16]
1975 [17]
1990 [18]
1999 [19] Ржава Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45670)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.

[4] Фотография автора сайта.

[5] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[15] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.