государственный флаг России

Станция Сараевка

(Курская область)
государственный флаг России
Название Сараевка
Прежние названия Сараевка I, Ржава, Разъезд № 3
Регион Курская область
Год открытия 1876
Код ЕСР 437234
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Курск – Сараевка (602км 8пк)
Сараевка – Белгород (602км 8пк)
Сараевка – Старый Оскол (1км 1пк)
Прилегающие
перегоны
Солнцево – Сараевка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Сараевка – Ржава
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Сараевка – Кривецкая
(2-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Станция Сараевка расположена в 4-х километрах к северо-западу от одноимённого села Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области на 602-м километре линии Курск – Белгород. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Солнцево и Ржава, электрифицированные постоянным током 3 кВ, а также 2-путный неэлектрифицированный перегон со станции Кривецкая линии Сараевка – Старый Оскол. Все три перегона оборудованы 3-значной односторонней автоблокировкой.

Станция Сараевка поперечного типа, имеет 5 путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й и 4-й (все электрифицированы). От 4-го пути в чётном направлении начинается линия Сараевка – Старый Оскол, которая через полтора километра становится двухпутной. В противоположном направлении 4-й путь переходит в предохранительный тупик № 6. В чётной горловине раньше находился ещё один съезд между главными путями, о чём свидетельствует отсутствие стрелок с номерами 2 и 4 и сохранившаяся над разобранным съездом контактная сеть. Серьёзные изменения претерпело и путевое развитие нечётной горловины (подробности в исторической справке ниже).

Между I-м и II-м путями находится низкая пассажирская платформа длиной около 200 метров, капитально отремонтированная в 2018 году. Сбоку от 4-го пути расположена ещё одна низкая пассажирская платформа такой же длины, 150 метров которой в 2011 году прошли капитальный ремонт с укладкой железобетонных плит, установкой перильного защитного ограждения и металлического навеса от солнца и осадков. Позднее на боковой платформе доплнительно были размещены небольшой металлический павильон и скамейка. С этой же стороны от железнодорожных путей находятся одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 226,6 кв. м), выполненное по типовому проекту, пост ЭЦ (площадь внутренних помещений 209,3 кв. м), водонапорная башня и ряд других станционных построек. В обоих горловинах сохранились будки стрелочных постов.

Пассажирские платформы и стрелочные горловины освещаются прожекторами, установленными на 4-х железобетонных мачтах, и светильниками, смонтированными на железобетонных опорах контактной сети и столбах.

Станция оборудована электрической централизацией. По II-му пути установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для всех поездов – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

Грузовая работа на станции не ведётся; маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Кривецкая.

Схематический план станции Сараевка по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Сараевка по состоянию на 2013 год.
Станция Сараевка. Входные светофоры Ч и ЧД. Ст. Сараевка. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево.
Входные светофоры Ч и ЧД. [1]
Под пригласительными головками установлены
световые указатели, сигнализирующие о том, что длина
ограждаемого участка менее требуемого тормозного пути.
29.04.2018
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1]
Видна контактная сеть над разобранным съездом 2/4. По изгибу
станционных путей можно предположить, что в прошлом
продолжением путей перегона являлись нынешние II-й и 4-й пути.
29.04.2018
Станция Сараевка. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. Станция Сараевка. Будка бывшего стрелочного поста в чётной горловине.
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1]
29.04.2018
Будка бывшего стрелочного поста в чётной горловине. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Чётная горловина. Призма предохранительного тупика. Станция Сараевка. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево.
Чётная горловина. Призма предохранительного тупика. [1]
29.04.2018
Чётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Нечётные выходные светофоры. Станция Сараевка. Вид в сторону станции Ржава.
Нечётные выходные светофоры. [1]
29.04.2018
Вид в сторону станции Ржава. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Боковая пассажирская платформа и станционные постройки. Станция Сараевка. Навес для укрытия пассажиров от солнца и осадков.
Боковая пассажирская платформа
и станционные постройки. [1]
29.04.2018
Навес для укрытия пассажиров от солнца и осадков. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Здание поста ЭЦ. Станция Сараевка. Пассажирское здание.
Здание поста ЭЦ. [1]
29.04.2018
Пассажирское здание. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Островная пассажирская платформа. Станция Сараевка. Островная пассажирская платформа.
Островная пассажирская платформа. [1]
Платформа находится в состоянии ремонта,
подготовлена подушка для укладки тротуарной плитки.
29.04.2018
Островная пассажирская платформа. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Чётные выходные светофоры. Станция Сараевка. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Солнцево.
Чётные выходные светофоры. [1]
29.04.2018
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Солнцево. Станция Сараевка. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Солнцево.
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1]
Справа – первый пикетный знак линии Сараевка – Старый Оскол.
29.04.2018
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Солнцево. [1]
Сохранился контактный провод над разобранным
участком пути между стрелками №№ 11 и 1.
29.04.2018
Станция Сараевка. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Ржава. Станция Сараевка. Нечётная горловина. Вид в сторону станции Ржава.
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ржава. [1]
29.04.2018
Нечётная горловина. Вид в сторону ст. Ржава. [1]
Раньше справа существовал ещё один
путь, где находился светофор М1.
29.04.2018
Станция Сараевка. Начало разобранной соединительной линии на Старый Оскол. Станция Сараевка. Ответвление на Старый Оскол.
Начало разобранной
соединительной линии на Старый Оскол. [1]
Уцелела контактная сеть.
29.04.2018
Ответвление на Старый Оскол. [1]
29.04.2018
Станция Сараевка. Километровый знак 1/2 линии на Старый Оскол. Станция Сараевка. Входные светофоры Н и НД.
Километровый знак «1/2» линии на Старый Оскол. [1]
29.04.2018
Входные светофоры Н и НД. [1]
29.04.2018

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Южные железные дороги от ст. Курск до ст. Белгород Южные железные дороги от ст. Курск до ст. Белгород
Южные железные дороги
от ст. Курск до ст. Белгород [3]
по состоянию на 01.01.1909
Южные железные дороги
от ст. Курск до ст. Белгород [4]

Считается, что станция Сараевка ведёт свою историю с 1876 года[5], когда на 62-й версте Курско-Харьково-Азовской железной дороги был открыт Разъезд № 3.

В Указателе русских железных дорог 1887 года[6] на расстоянии 61,75 вёрст от Курска указана полустанция (или разъезд) Ржава.

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

На схеме Южных железных дорог по состоянию на 01.01.1909[4] разъезд указан на 62-й версте от Курска под наименованием Р. №3 Сараевка.

На схеме 1918 года[4] обозначен Сараевка раз.

В августе-сентябре 1919 года разъезд Сараевка неоднократно становился местом боёв между бронепоездами Красной и Добровольческой армий.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) Сараевка раз. указан на расстоянии 602 километров от Москвы.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг.) Сараевка раз. указан на расстоянии 602 километров от Москвы.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1936 года) Сараевка раз. указан на расстоянии 604 километров от Москвы.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Сараевка раз. указан на расстоянии 603 километров от Харькова.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

В Официальном указателе железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений на 1940 год Сараевка указана на расстоянии 603 километров от Москвы.

Летом 1943 года после завершения строительства линии Сараевка – Старый Оскол станция Сараевка становится узловой.

С 04.10.1946 станция Сараевка вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В конце 1970-х годов на 2-м километре линии Сараевка – Старый Оскол была построена станция Сараевка II. Предполагалось, что после электрификации этой линии переменным током 25 кВ Сараевка II станет станцией стыкования двух систем тока. Одновременно для развязки в разных уровнях линий Курск – Сараевка и Сараевка – Старый Оскол были построены два путепровода. В результате была существенно реконструирована нечётная горловина станции Сараевка, получившей новое наименование Сараевка I.

Схема Сараевского железнодорожного узла Реконструкция путевого развития станции Сараевка I в 1980-е гг.
Схема Сараевского железнодорожного узла.
Составлена автором сайта.
Реконструкция путевого развития станции Сараевка I в 1980-е гг.
* – в пользу существования данного съезда в прошлом говорят расположение опор контактной сети
и достаточно удалённое размещение маневрового светофора М15 от предельного столбика стрелочного
перевода № 5; в то же время, неясна нумерация стрелок съезда, поскольку остаётся пропущенным только № 19.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

В 2001 году станция Сараевка II и соединительные пути, проходящие по путепроводам, были разобраны. Нечётная горловина станции Сараевка I была приведена к современному состоянию, а станции вернули прежнее наименование Сараевка.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Сараевка установлена допускаемая скорость 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 по II-му пути станции Сараевка установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для всех поездов – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

Наличие станции Сараевка на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Ржавы
1918 [4] Сараевка раз. ?
1936 [8] Сараевка Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 66 11
1937 [9] Сараевка железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [10] Сараевка 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги 66 12
1943 [11] Сараевка Южная железная дорога 66
1944 [12] Сараевка Южная железная дорога 66 12
1945 [13]
1948 [14] Сараевка Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [15]
1955 [16]
1962 [17]
1968 [18]
1975 [19]
1990 [20]
1999 [21] Сараевка Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
2005 [22]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45753)[5]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Материалы по обследованию железных дорог. Южные железные дороги. – Санкт-Петербург: «Электро-Типография Н. Я. Стойковой», 1910.

[4] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[5] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[6] Скорино И. А. Указатель русскихъ желѣзныхъ дорогъ – С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Военная Типографiя (въ зданiи Главнаго Штаба), 1887.

[7] Сайт ОАО «Российские железные дороги».

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[10] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[11] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[15] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[16] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[17] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[19] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[20] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[21] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[22] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.