государственный флаг России

Станция Ржавский Завод (закр.)

(Курская область)
государственный флаг России
Название Ржавский Завод
Регион Курская область
Год открытия 1915
Код ЕСР
Статус Станция (закрытая)
Принадлежность
до 2001 года Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
Участок Ржава – Ржавский Завод (7км 10пк)
Прилегающие
перегоны
Ржава – Ржавский Завод
(1-путный, разобранный)

Современное состояние

Станция Ржавский Завод располагалась в посёлке городского типа Кировский Пристенского района Курской области на 7-м километре линии Ржава – Ржавский Завод и входила в состав Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги Министерства путей сообщения России. Станция являлась тупиковой, к ней примыкал неэлектрифицированный 1-путный перегон со станции Ржава, противоположная горловина заканчивалась одним или несколькими вытяжными тупиками, через которые вагоны подавались на подъездные пути Кировского сахарного завода.

После закрытия в 2001 году линии Ржава – Ржавский Завод станция была разобрана. В настоящее время рельсы, шпалы и элементы СЦБ полностью демонтированы, о железной дороге напоминают только остатки нижнего строения пути.

Историческая справка

Считается, что станция Ржавский Завод была открыта в 1915 году[1] после завершения строительства узкоколейной железной дороги от станции Клейнмихелево до Ржавского сахарного завода. Станция входила в состав Южных железных дорог и предназначалась для обеспечения подвоза сахарной свеклы на завод. Ширина колеи составляла 914 мм, узкоколейку обслуживали паровозы, работающие на обоянской ветке: четыре танк-паровоза типа 100 постройки Коломенского завода (№№ 1, 2, 4, 5) и танк-паровоз № 3 типа 0-3-0, изготовленный в 1898 году на Людиновском заводе.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В 1936 году линия Ржава – Ржавский Завод была перешита на широкую колею.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

Впервые станция Ржавский Завод появляется на схеме 1936 года[4].

В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Ржавский Завод вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

В 2001 году малодеятельная линия Ржава – Ржавский Завод была закрыта, после чего станцию Ржавский Завод разобрали.

Наличие станции Ржавский Завод на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км)
от Ржавы
1936 [4] Ржавский Завод Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 7
1937 [6] Ржавский Завод железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [7] Ржавский Завод 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [8] Ржавский Завод Южная железная дорога
1944 [9]
1945 [10]
1948 [11] Ржавский Завод Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [12]
1955 [13]
1962 [14]
1968 [15]
1975 [16]
1990 [17]
1999 [18] Ржавский Завод Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45680):
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[1]

Использованные источники

[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[2] Сайт «Архивная служба Курской области».

[3] Москалев Л. Наши узкоколейные паровозы – М.: Издательство «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ДЕЛО», 1997.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Сайт ОАО «Российские железные дороги».

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[7] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[8] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[14] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.