государственный флаг России

Станция Прохоровка

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Прохоровка
Регион Белгородская область
Год открытия 1869
Код ЕСР 435003
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Сараевка – Белгород (639км 8пк)
Прилегающие
перегоны
Ржава – Прохоровка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Прохоровка – Беленихино
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Прохоровка – Короча
(1-путный, разобранный)

Современное состояние

Станция Прохоровка расположена в одноимённом посёлке городского типа Прохоровского района Белгородской области на 639-м километре линии Сараевка – Белгород. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Ржава и Беленихино, электрифицированные постоянным током 3 кВ. До 1992 года к нечётной горловине станции примыкал также неэлектрифицированный путь линии Прохоровка – Короча.

Станция полупродольного типа, имеет 6 путей (все электрифицированы): 5-й, 3-й, I-й, II-й, 4-й и 6-й. Отсутствие стрелок с номерами 10 и 12 говорит о том, что в прошлом в чётной горловине находился (или предполагался к сооружению) ещё один съезд (вероятно между главными путями). Между путями I и IIа – низкая пассажирская платформа длиной около 190 метров с покрытием из тротуарной плитки. Сбоку от пути IIа расположена ещё одна низкая платформа такой же длины с покрытием из тротуарной плитки, там же находятся одноэтажные пассажирское здание (площадь внутренних помещений 248,7 кв. м), построенное в 1950-х годах, и здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 226,8 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост.

Вдоль 5-го пути расположены пакгауз и грузовая платформа, к нему примыкают подъездные пути ООО «Прохоровский комбикормовый завод», ООО «Прохоровский элеватор», ООО «ЮТТЕК» и ООО «Прохоровский райтопсбыт» (договор на эксплуатацию этого подъездного пути необщего пользования в настоящее время расторгнут). К 6-му пути примыкают подъездные пути ООО «Агроцентр Белгород» и ООО «Втормет» (договор на эксплуатацию этого подъездного пути необщего пользования в настоящее время расторгнут), пути базы запаса Ржавской дистанции пути (не используются), два тупика Белгородской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12): тяговой подстанции и стоянки аварийно-восстановительных дрезин (автомотрис). Один из тупиков ЭЧ-2 оборудован контактной сетью, не связанной с приёмо-отправочными путями. Возможно это устроено для подготовки аварийно-восстановительных бригад (см. фото).

Станция оборудована электрической централизацией. По II-му пути установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для пассажирских поездов – 90 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Беломестная.

Схематический план станции Прохоровка по состоянию на 2013 год. Тупик ЭЧ-12, оборудованный контактной сетью.
Схематический план станции Прохоровка по состоянию на 2013 год
путевое развитие актуально на 08.08.2015 (по данным спутникового снимка)
Тупик ЭЧ-12, оборудованный контактной сетью. [1]
август 2013 года

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа;
• пр/выд. повагонных отправок грузов (откр. площ.);
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути);
• пр/выд. повагонных отправок грузов (крытые склады);
• пр/выд. мелких отправок грузов (откр. площ.).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций;
• приём и выдача мелких отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.
• Прием и выдача мелких отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

Станция Прохоровка. Пассажирское здание.
Станция Прохоровка. Пассажирское здание.
конец XIX века

Станция Прохоровка была открыта в 1869 году при завершении строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги, она была расположена на 97-й версте от Курска, относилась к 4-му классу.

Из материалов освидетельствования Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 1869 году: „Станция Прохоровка – четвёртого класса. Возведены следующие постройки: а) деревянный пассажирский дом с деревянной платформой длиной 60 и шириной 2,5 саж. Здание построено согласно чертежам, утверждённым г. Министром 31 июня 1868 года. Пассажирская платформа устроена деревянная на дубовых стульях, согласно образцам Московско-Курской железной дороги. Выезды для экипажей ещё не сделаны; б) Здание для резервуара; в) Здание для подъёмной машины с помещением для машинистки; г) Деревянные жилые дома построены и окончательно отделываются. При жилых домах построены кладовые; д) Установлен гидравлический кран; е) Приступили к устройству мостовых и заборов. Кроме того, строится товарная платформа длиной 20 саж. с земляными присыпками. Водоснабжение Прохоровки за 880 погонных саж. от станции из оврага, пополняемого дождевыми и весенними водами; вместимость искусственного водохранилища до 6 тыс. куб. Плотина устроена, водоспуск ещё не сделан. Вода накачивается паровой машиной. В настоящее время по причине прорыва плотины имеется запас воды только до 500 куб. саж. Вообще водоснабжение ещё окончательно не исследовано. В семи вёрстах от станции Прохоровка (на 89-й версте) устроено на собранной ключевой воде в овраге временное водоснабжение с баком, вместимостью до 1 куб. саж. Комиссия, ввиду недостаточного водопитания на станции Прохоровка полагает сохранить это временное водохранилище с устройством над ним тёплого помещения.“

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[2]: „На 97-й версте дорога подходит к ст. Прохоровка. Станция эта, отнесённная к разряду 4-го класса, тем не менее представляет собою довольно бойкий пункт, благодаря выгодному положению при транзитной дороге, известной под названием Муравского шляха.“ На станции имелось зернохранилище вместимостью 60 тысяч пудов.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Прохоровка вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 1950-е годы было построено современное пассажирское здание.

В середине 1980-х годов в связи со строительством Корочанского сахарного завода было начато сооружение однопутной железнодорожной линии Прохоровка – Короча. К 1991 году рельсы были уложены почти до самой Корочи, но развал Советского Союза помешал намеченным планам: строительство завода было заморожено, а затем и прекращено. Практически законченную железнодорожную ветку вскоре разобрали.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по II-му пути станции Прохоровка установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для всех поездов – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 по II-му пути станции Прохоровка установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для пассажирских поездов – 90 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

Наличие станции Прохоровка на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Ржавы Белгорода
1918 [3] Прохоровка ?
1936 [4] Прохоровка Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 25 57
1937 [5] Прохоровка железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [6] Прохоровка 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [7] Прохоровка Южная железная дорога 103
1944 [8] Прохоровка Южная железная дорога 37 56
1945 [9]
1948 [10] Прохоровка Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [11]
1955 [12]
1962 [13] Прохоровка Белгородское отделение Южной железной дороги 25 57
1968 [14]
1975 [15]
1990 [16]
1999 [17] Прохоровка Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45660):
• имеются механизмы грузоподъёмностью 5 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[18]

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.

[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[18] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.