государственный флаг России

Станция Обоянь

(Курская область)
государственный флаг России
Название Обоянь
Регион Курская область
Год открытия 1882
Код ЕСР 435304
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1897 года Обоянская железная дорога
Участок Ржава – Обоянь (32км 2пк)
Прилегающие
перегоны
Кривцово – Обоянь
(1-путный, неэлектрифицированный)

Современное состояние

Станция Обоянь расположена в южной части одноимённого города Обоянского района Курской области на 32-м километре линии Ржава – Обоянь. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкает неэлектрифицированный 1-путный перегон со станции Кривцово, противоположная горловина заканчивается двумя вытяжными тупиками: 6-м и 7-м.

Станция поперечного типа, имеет 3 приёмо-отправочных пути: I-й, 2-й и 3-й. Между I-м и 3-м путями – низкая островная пассажирская платформа из бетонных плит длиной около 18 метров, аналогичная платформа расположена между I-м и 2-м путями. Сбоку от 3-го пути находится одноэтажное здание вокзала (площадь внутренних помещений 146,5 кв. м), построенное в стиле советского неоклассицизма, там же находится высокая грузовая платформа длиной около 100 метров. К I-му пути в нечётной горловине примыкает ответвление, ведущее к тупикам грузового двора (имеются открытая платформа, повышенный путь для высыпки сыпучих грузов, контейнерная площадка с электрокозловым краном КК-5 грузоподъёмностью 5 тонн) и подъездным путям АО «Артель» (имеется собственный маневровый тепловоз), ЗАО «Изоплит» и ООО «Обоянское РСУ». К пути перегона Обоянь – Кривцово между входным светофором и приёмо-отправочным парком примыкает подъездной путь ОАО «Обоянский элеватор» (имеется собственный маневровый тепловоз и железнодорожные весы).

Станция не оборудована электрической централизацией, в нечётной горловине имеется стрелочный пост № 1, стрелки чётной горловины и грузового двора переводятся составителем поездов. По всем путям станции допускаемая скорость ограничена до 25 км/час.

С 2013 года из-за отмены всех пригородных поездов на данной линии пассажирские операции на станции не производятся. Имеется грузовое движение, в качестве вывозного локомотива для подачи и уборки вагонов используются, в основном, тепловозы серии ЧМЭ3. Из-за небольших объёмов движения станция Обоянь работает не круглосуточно. Её открытие или закрытие производится приказом поездного диспетчера.

Схематический план станции Обоянь по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Обоянь по состоянию на 2013 год
путевое развитие актуально на 25.10.2016 (по данным спутникового снимка)

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа;
• пр/выд. повагонных отправок грузов (откр. площ.);
• пр/выд. мелких отправок грузов (крытые склады);
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути);
• пр/выд. повагонных отправок грузов (крытые склады);
• пр/выд. грузов в универсальных контейнерах(3 и 5 т);
• пр/выд. мелких отправок грузов (откр. площ.).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций;
• приём и выдача грузов в среднетоннажных контейнерах массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.
• Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) т на станциях.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа.

Сведений об останавливающихся пассажирских поездах нет.

Историческая справка

Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино
Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино.
железная дорога нанесена по съёмкам 1888 года
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино по состоянию на 1890 год
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино
по состоянию на 1890 год

Станция Обоянь была открыта в 1882 году[2] одновременно с завершением строительства узкоколейной (ширина колеи 914 мм) железной дороги от станции Марьино (в последующем – Клейнмихелево, в настоящее время – Ржава) до уездного города Обоянь. Станция была тупиковой, находилась на 1-й версте линии. По объёму работы относилась к 1-му классу и входила в состав частной Обоянской железной дороги. От основной линии имелось также ответвление к месту, где в настоящее время располагается ОАО «Обоянский элеватор».

В 1897 году Обоянская железная дорога полностью перешла в казну, войдя в состав Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В середине 1930-х годов параллельно узкоколейке Обоянь – Ржава была проложена железнодорожная линия широкой колеи, и в 1936 году эксплуатация узкоколейной железной дороги была прекращена: в «Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений» на зиму 1936-37 гг. линия Ржава – Обоянь не указывалась как узкоколейная; на схеме 1936 года линия Ржава – Обоянь указана как ширококолейная. Новая станция Обоянь широкой колеи разместилась в 1,5 километрах к юго-западу от первоначальной узкоколейной станции, которая впоследствии была разобрана. В настоящее время на месте старой станции находится средняя школа № 2 города Обояни, следов узкоколейной железной дороги не сохранилось.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Обоянь вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В конце 1980-х годов грузооборот по станции достигал 140 вагонов в сутки.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 допускаемая скорость по всем путям станции Обоянь установлена равной 25 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

C 2013 года на линии Ржава – Обоянь отменены все пригородные поезда.

Германская аэрофотосъёмка автодорожного моста у города Обояни от 13.04.1943 Железные дороги на германской аэрофотосъёмке города Обояни от 13.04.1943
Германская аэрофотосъёмка автодорожного моста
у города Обояни от 13.04.1943
A) Автодорожный мост (исправный, длиной около 170 м).
B) Тупиковая станция.
Железные дороги на германской аэрофотосъёмке
города Обояни от 13.04.1943
Красным цветом отмечено полотно разобранной
узкоколейной железной дороги, жёлтым цветом –
действующая железная дорога широкой колеи.
Станция Обоянь. Вид в сторону Ржавы. Станция Обоянь. Вид в сторону вытяжных путей.
Станция Обоянь. Вид в сторону Ржавы.
Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[3]
Станция Обоянь. Вид в сторону вытяжных путей.
Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[3]
Станция Обоянь. Пассажирское здание. Станция Обоянь. Техническое здание.
Станция Обоянь. Пассажирское здание.
Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[3]
Станция Обоянь. Техническое здание.
Фото пользователя Moobi, 05.07.2010.[3]

Наличие станции Обоянь на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км)
от Ржавы
1936 [4] Обоянь Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 32
1937 [5] Обоянь железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [6] Обоянь 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [7] Обоянь Южная железная дорога 31
1944 [8]
1945 [9]
1948 [10] Обоянь Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [11]
1955 [12]
1962 [13]
1968 [14]
1975 [15]
1990 [16]
1999 [17] Обоянь Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45690):
• имеются механизмы грузоподъёмностью 5 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях;
• приём и выдача грузов в контейнерах массой брутто 3-5 тонн.[2]

Использованные источники

[1] Сайт Пресс-Центра ОАО «Российские железные дороги».

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Сайт «Викисклад».

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.