Железнодорожный участок Предмедгорский – Прионежская(закрыта в 2008 году) |
|
Перечень раздельных и остановочных пунктов
Расположение, км, пк | Наименование остановочного или раздельного пункта | Год открытия | Код ЕСР | Код ЕСР в 1981 году |
1км 1пк | станция Предмедгорский | 1935 | 011113 | 02811 |
---|---|---|---|---|
5км 5пк | станция Прионежская (закр.) | 1973 | 011202 | 02830 |
Современное состояние
Закрытая в 2008 году линия Предмедгорский – Прионежская входила в состав Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД», являясь частью железных дорог общего пользования. Эта тупиковая ветка протяжённостью около 4-х километров пролегала по территории Медвежьегорского района Республики Карелия. До своего закрытия линия была однопутной, неэлектрифицированной. В настоящее время рельсы, шпалы и элементы СЦБ полностью демонтированы, о железной дороге и станции Прионежская напоминают только остатки нижнего строения пути.
Историческая справка
В 1973 году было завершено строительство специализированного грузового района Пергуба Медвежьегорского речного порта. Он предназначался для перевалки апатитового концентрата с железной дороги на суда для дальнейшей его транспортировки по внутренним водным системам Советского Союза. Для обслуживания грузового района Пергуба была построена станция Прионежская, к которой от разъезда Предмедгорский Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги проложили 4-километровую железнодорожную линию. От станции к портовым сооружениям шла ветка длиной около 2-х километров (на официальных схемах МПС СССР эта ветка именовалась линией Прионежская – порт Медвежьегорск). Расчётная производительность погрузочного комплекса составляла три миллиона тонн апатитового сырья за период навигации, которая длилась тогда на Онежском озере с мая по ноябрь. Высокий для того времени уровень автоматизации и механизации минимально сократил количество работников, планировалось полностью исключить тяжёлый ручной труд. Вагоны с сыпучим грузом подавались на специальные эстакады, после открытия люков концентрат ссыпался в конвейерную галерею и транспортёрными лентами перемещался непосредственно в трюм судна.
Фрагмент топографической карты с железнодорожной линией Предмедгорский – Прионежская состояние местности на 1989 год, масштаб 1:100 000 | Погрузка сыпучего груза в трюм судна в порту Пергуба [2] |
---|
Когда погрузочный комплекс ещё только проектировался, Министерство путей сообщения согласилось обеспечивать изготовление и подачу специальных вагонов. Груз из Мурманской области для Пергубы нужно было доставлять с комбината «Апатит» по железной дороге. Вагоны планировались особые – с поднимающимся кузовом. Днепродзержинский завод имени газеты «Правда» Министерства тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР в 1965-66 годах построил 250 таких вагонов. Но дальнейшая эксплуатация выявила в них серьёзные конструктивные недостатки, и вскоре выпуск специального подвижного состава был прекращён. Минтяжмаш порекомендовал использовать для перевозки в Пергубу вагоны типа «Хоппёр». Но эти вагоны запретил к использованию на указанных перевозках санитарный надзор и отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.
Пытаясь спасти положение, Беломорско-Онежское пароходство предложило использовать Пергубский комплекс под перевалку шунгитового щебня. Однако 80 тысяч тонн этого сырья, которые в 1973 году мог дать Кондопожский завод – капля в море в сравнении с теми мощностями, на которые рассчитан был порт-автомат. Создалось положение, когда комплекс стоимостью восемь миллионов рублей должен был бездействовать. Ситуация сохранялась в течение года, но в конечном счете погрузочный комплекс заработал. Медвежьегорский порт, благодаря Пергубе резко увеличил показатели переработки грузов. Так, если в 1971 году порт перерабатывал за навигацию 198 тысяч тонн, то уже в 1977 году – более миллиона тонн, а в 1980 году – три миллиона тонн грузов. Кроме апатитового концентрата с железнодорожного транспорта на суда перегружались железорудный концентрат, строительные материалы, промышленное сырьё; с речного транспорта на железную дорогу поступал каменный уголь.
С 2002 года порт Пергуба стал принадлежать ООО «Лобское-5», которое занимается добычей щебня в карьере, находящемся в 5,5 километрах южнее. Автомобильный транспорт доставлял щебень к погрузочному комплексу, где он перегружался в вагоны или на суда. По-видимому, ОАО «РЖД» встало перед необходимостью закрытия железнодорожной линии Предмедгорский – Прионежская, так как расходы на её содержание не покрывались доходами, получаемыми от договора с ООО «Лобское-5».
В 2008 году ООО «Лобское-5» построило новый подъездной путь, примыкающий к станции Пергуба, после чего необходимость в железнодорожной линии Предмедгорский – Прионежская окончательно отпала. В этот же год станция Прионежская и железнодорожная линия были закрыты и впоследствии разобраны.
Использованные источники
[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[2] Сайт
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |