Станция Прионежская (закр.)(Реcпублика Карелия) |
|
Название | Прионежская |
---|---|
Регион | Реcпублика Карелия |
Год открытия | 1973 |
Код ЕСР | 011202 |
Статус | Станция (закрытая) |
Принадлежность | – |
до 2008 года | Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги |
Участок | Предмедгорский – Прионежская (5км 5пк) |
Прилегающие перегоны | Предмедгорский – Прионежская (1-путный, разобранный). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Прионежская располагалась на берегу Онежского озера в полуторах километрах к северо-западу от порта Пергуба в Медвежьегорском районе Республики Карелия на 5-м километре линии Предмедгорский – Прионежская и входила в состав Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД». Станция являлась тупиковой, к ней примыкал неэлектрифицированный 1-путный перегон со станции Предмедгорский. В той же горловине начинались пути, ведущие к портовым сооружениям порта Пергуба. Противоположная горловина станции, по-видимому, заканчивалась вытяжным тупиком.
После закрытия в 2008 году линии Предмедгорский – Прионежская станция была разобрана. В настоящее время рельсы, шпалы и элементы СЦБ полностью демонтированы, о железной дороге напоминают только остатки нижнего строения пути.
В тарифном руководстве № 4 нет сведений по ст. Прионежская.
Часть 2. Историческая справка
Станция Прионежская Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги была открыта в 1973 году[1]. Она предназначалась для обслуживания специализированного грузового района Пергуба Медвежьегорского речного порта, построенного с целью перевалки апатитового концентрата с железной дороги на суда для дальнейшей его транспортировки по внутренним водным системам Советского Союза. От станции к портовым сооружениям шла ветка длиной около 2-х километров (на официальных схемах МПС СССР эта ветка именовалась линией Прионежская – порт Медвежьегорск). Расчётная производительность погрузочного комплекса составляла три миллиона тонн апатитового сырья за период навигации, которая длилась тогда на Онежском озере с мая по ноябрь. Высокий для того времени уровень автоматизации и механизации минимально сократил количество работников, планировалось полностью исключить тяжёлый ручной труд. Вагоны с сыпучим грузом подавались на специальные эстакады, после открытия люков концентрат ссыпался в конвейерную галерею и транспортёрными лентами перемещался непосредственно в трюм судна.
Фрагмент топографической карты с железнодорожной линией Предмедгорский – Прионежская состояние местности на 1989 год, масштаб 1:100 000 | Погрузка сыпучего груза в трюм судна в порту Пергуба [2] |
---|
Медвежьегорский порт, благодаря Пергубе, резко увеличил показатели переработки грузов. Так, если в 1971 году порт перерабатывал за навигацию 198 тысяч тонн, то уже в 1977 году – более миллиона тонн, а в 1980 году – три миллиона тонн грузов. Кроме апатитового концентрата с железнодорожного транспорта на суда перегружались железорудный концентрат, строительные материалы, промышленное сырьё; с речного транспорта на железную дорогу поступал каменный уголь.
С 2002 года порт Пергуба стал принадлежать ООО «Лобское-5», которое занимается добычей щебня в карьере, находящемся в 5,5 километрах южнее. Автомобильный транспорт доставлял щебень к погрузочному комплексу, где он перегружался в вагоны или на суда. По-видимому, ОАО «РЖД» встало перед необходимостью закрытия железнодорожной линии Предмедгорский – Прионежская, так как расходы на её содержание не покрывались доходами, получаемыми от договора с ООО «Лобское-5».
В 2008 году ООО «Лобское-5» построило новый подъездной путь, примыкающий к станции Пергуба, после чего необходимость в железнодорожной линии Предмедгорский – Прионежская окончательно отпала.
28.11.2008 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 438 станция Прионежская закрыта для выполнения грузовых операций по параграфу 3 (приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования) Тарифного руководства № 4 и исключена из перечня железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций.
Наличие станции Прионежская на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Предмедгорского | порта Медвежьегорск | |||
1975 [3] | Прионежская | Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги | 4 | 2 |
1990 [4] | ||||
1999 [5] |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 02830)[1]:
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Использованные источники
[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[2] Сайт
[3] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[5] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |