государственный флаг России

Станция Прионежская (закр.)

(Реcпублика Карелия)
государственный флаг России
Название Прионежская
Регион Реcпублика Карелия
Год открытия 1973
Код ЕСР 011202
Статус Станция (закрытая)
Принадлежность
до 2008 года Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги
Участок Предмедгорский – Прионежская (5км 5пк)
Прилегающие
перегоны
Предмедгорский – Прионежская
(1-путный, разобранный).

Часть 1. Современное состояние

Станция Прионежская располагалась на берегу Онежского озера в полуторах километрах к северо-западу от порта Пергуба в Медвежьегорском районе Республики Карелия на 5-м километре линии Предмедгорский – Прионежская и входила в состав Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД». Станция являлась тупиковой, к ней примыкал неэлектрифицированный 1-путный перегон со станции Предмедгорский. В той же горловине начинались пути, ведущие к портовым сооружениям порта Пергуба. Противоположная горловина станции, по-видимому, заканчивалась вытяжным тупиком.

После закрытия в 2008 году линии Предмедгорский – Прионежская станция была разобрана. В настоящее время рельсы, шпалы и элементы СЦБ полностью демонтированы, о железной дороге напоминают только остатки нижнего строения пути.

В тарифном руководстве № 4 нет сведений по ст. Прионежская.

Часть 2. Историческая справка

Станция Прионежская Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги была открыта в 1973 году[1]. Она предназначалась для обслуживания специализированного грузового района Пергуба Медвежьегорского речного порта, построенного с целью перевалки апатитового концентрата с железной дороги на суда для дальнейшей его транспортировки по внутренним водным системам Советского Союза. От станции к портовым сооружениям шла ветка длиной около 2-х километров (на официальных схемах МПС СССР эта ветка именовалась линией Прионежская – порт Медвежьегорск). Расчётная производительность погрузочного комплекса составляла три миллиона тонн апатитового сырья за период навигации, которая длилась тогда на Онежском озере с мая по ноябрь. Высокий для того времени уровень автоматизации и механизации минимально сократил количество работников, планировалось полностью исключить тяжёлый ручной труд. Вагоны с сыпучим грузом подавались на специальные эстакады, после открытия люков концентрат ссыпался в конвейерную галерею и транспортёрными лентами перемещался непосредственно в трюм судна.

Фрагмент топографической карты с железнодорожной линией Предмедгорский - Прионежская. Погрузка сыпучего груза в трюм судна в порту Пергуба
Фрагмент топографической карты с железнодорожной линией
Предмедгорский – Прионежская
состояние местности на 1989 год, масштаб 1:100 000
Погрузка сыпучего груза в трюм судна в порту Пергуба [2]

Медвежьегорский порт, благодаря Пергубе, резко увеличил показатели переработки грузов. Так, если в 1971 году порт перерабатывал за навигацию 198 тысяч тонн, то уже в 1977 году – более миллиона тонн, а в 1980 году – три миллиона тонн грузов. Кроме апатитового концентрата с железнодорожного транспорта на суда перегружались железорудный концентрат, строительные материалы, промышленное сырьё; с речного транспорта на железную дорогу поступал каменный уголь.

С 2002 года порт Пергуба стал принадлежать ООО «Лобское-5», которое занимается добычей щебня в карьере, находящемся в 5,5 километрах южнее. Автомобильный транспорт доставлял щебень к погрузочному комплексу, где он перегружался в вагоны или на суда. По-видимому, ОАО «РЖД» встало перед необходимостью закрытия железнодорожной линии Предмедгорский – Прионежская, так как расходы на её содержание не покрывались доходами, получаемыми от договора с ООО «Лобское-5».

В 2008 году ООО «Лобское-5» построило новый подъездной путь, примыкающий к станции Пергуба, после чего необходимость в железнодорожной линии Предмедгорский – Прионежская окончательно отпала.

28.11.2008 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 438 станция Прионежская закрыта для выполнения грузовых операций по параграфу 3 (приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования) Тарифного руководства № 4 и исключена из перечня железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций.

Наличие станции Прионежская на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Предмедгорского порта Медвежьегорск
1975 [3] Прионежская Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 4 2
1990 [4]
1999 [5]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 02830)[1]:
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[2] Сайт «Медвежьегорск – Республика Карелия».

[3] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[5] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.