государственный флаг России

Станция Южноуральск

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Южноуральск
Регион Челябинская область
Год открытия 1963
Код ЕСР 804307
Статус Грузовая станция 3-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1975 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
Участок Формачёво – Южноуральск (9км 10пк)
Прилегающие
перегоны
Формачёво – Южноуральск
(1-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Современное состояние

Станция Южноуральск расположена на северной окраине одноимённого города Челябинской области на 9-м километре линии Формачёво – Южноуральск. По характеру выполняемой работы является грузовой, по объёму работы относится к 3-му классу. К станции примыкает 1-путный перегон со станции Формачёво, оборудованный релейной полуавтоблокировкой. Перегон электрифицирован постоянным током 3 кВ.

Станция поперечного типа, имеет 7 путей: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, V-й, 6-й и 7-й (все электрифицированы). Сбоку от 1-го пути расположена низкая пассажирская платформа длиной 186 метров, там же находятся одноэтажные пассажирское здание и пост ЭЦ. По данным техническо-распорядительного акта, утверждённого 16.05.2000, между 1-м и 2-м путями располагалась ещё одна низкая пассажирская платформа длиной 50 метров, однако на спутниковых снимках её следов не выявлено.

В чётной горловине к продолжениям 4-го, V-го и 6-го путей примыкают электрифицированные постоянным током 3 кВ соединительные пути, ведущие на станцию ГРЭС (Южноуральская ГРЭС, имеются собственные электровозы ВЛ22М и маневровые тепловозы). От этих соединительных путей отходят ответвления к ООО «Южуралтрейлер» (бывшая территория ОАО «Южноуральский ремонтно-механический завод», подъездной путь в настоящее время не используется) и Южноуральскому заводу железобетонных изделий (подъездной путь в настоящее время не используется).

В нечётной горловине 4-й путь переходит в тупик № 11, предназначенный для отстоя вагонов с опасными грузами. К этому тупику к станции примыкает подъездной путь, ведущий на АО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» (имеются собственные маневровые тепловозы), ОАО «Южноуральский завод радиокерамики» (подъездной путь в настоящее время не используется) и ООО «ЗМК КонструктУралКомплект» (подъездной путь в настоящее время не используется). К 7-му пути примыкает подъездной путь, ведущий на АО «Южноуральский завод «Кристалл» и ЗАО «Уральский фарфор» (закрыто в 2008 году, подъездной путь не используется).

Станционные пути и горловины освещаются прожекторами, установленными на десяти мачтах (4 – в нечётной горловине, 2 – в чётной горловине, 4 – вдоль станционных путей).

Станция Южноуральск оборудована электрической централизацией. По V-му главному пути установлена допускаемая скорость движения – 45 км/час, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 25 км/час.

С 01.01.2013 из-за отмены всех пригородных поездов на линии Формачёво – Южноуральск пассажирские операции на станции не производятся.

Станция Южноуральск. Подъездной путь на ООО «ЗМК КонструктУралКомплект». Вид в сторону станции от улицы Заводской. Станция Южноуральск. Подъездной путь на ООО «ЗМК КонструктУралКомплект». Вид в сторону завода от улицы Заводской.
Станция Южноуральск. Подъездной путь на ООО «ЗМК
КонструктУралКомплект». Вид в сторону станции от улицы Заводской.
август 2013 года [1]
Станция Южноуральск. Подъездной путь на ООО «ЗМК
КонструктУралКомплект». Вид в сторону завода от улицы Заводской.
август 2013 года [1]
Станция Южноуральск. Подъездной путь на ОАО «Южноуральский завод радиокерамики». Вид в сторону завода от улицы Заводской. Подъездные пути станции Южноуральск. Вид на АО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод» от улицы Заводской.
Станция Южноуральск. Подъездной путь на ОАО «Южноуральский
завод радиокерамики». Вид в сторону завода от улицы Заводской.
август 2013 года [1]
Подъездные пути станции Южноуральск. Вид на АО «Южноуральский
арматурно-изоляторный завод» от улицы Заводской.
август 2013 года [1]
Станция Южноуральск. Заброшенный подъездной путь на Южноуральский завод ЖБИ. Вид в сторону станции от улицы Спортивной. Станция Южноуральск. Заброшенный подъездной путь на Южноуральский завод ЖБИ. Вид в сторону завода от улицы Спортивной.
Станция Южноуральск. Заброшенный подъездной путь на
Южноуральский завод ЖБИ. Вид в сторону станции
от улицы Спортивной.
август 2013 года [1]
Станция Южноуральск. Заброшенный подъездной путь на
Южноуральский завод ЖБИ. Вид в сторону завода
от улицы Спортивной.
август 2013 года [1]

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• посадка/высадка на поезда местного и пригор. сообщений;
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути);
• пр/выд. грузов в универсальных контейнерах(3 и 5 т).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования;
• приём и выдача грузов в среднетоннажных контейнерах массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) т на станциях.
• Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.

Сведений об останавливающихся пассажирских поездах нет.

Историческая справка

Окрестности Южноуральска (ст. Красносёлка - ст. Нижнеувельская) Окрестности Южноуральска (ст. Красносёлка - ст. Нижнеувельская)
Окрестности Южноуральска
(ст. Красносёлка –
ст. Нижне-Увельская)
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год
Окрестности Южноуральска
(ст. Красносёлка –
ст. Нижне-Увельская)
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы

Станция Южноуральск открыта в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги в 1963 году[2]. Станция обслуживала подъездные пути многочисленных предприятий города: Южноуральской ГРЭС (введена в эксплуатацию в 1952 году), завода железобетонных изделий (работает с 1957 года), ремонтно-механического завода (введён в эксплуатацию в 1968 году), арматурно-изоляторного завода (в 1956 году введён в эксплуатацию первый экспериментальный цех), завода радиокерамики (основан в 1956 году), завода металлоконстукций (образован в 1971 году), фарфорового завода (принят в эксплуатацию в 1963 году), завода «Кристалл» (первая продукция получена в 1963 году).

Начиная со схемы 1975 года[3], станция Южноуральск числится в составе Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

По данным техническо-распорядительного акта, утверждённого 16.05.2000, Южноуральск является грузовой станцией 3-го класса.

Схематический план станции Южноуральск по состоянию на 2000 год
Схематический план станции Южноуральск по состоянию на 2000 год
Схема секционирования контактной сети станции Южноуральск по состоянию на 2000 год
Схема секционирования контактной сети станции Южноуральск по состоянию на 2000 год

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 9,9 км.

C 01.01.2013 на линии Формачёво – Южноуральск отменено пригородное пассажирское сообщение.

Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по V-му главному пути установлена допускаемая скорость движения – 45 км/час, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 25 км/час.

Наличие станции Южноуральск на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км)
от Формачёво
1975 [3] ЮЖНОУРАЛЬСК Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги 9
1990 [4]
1999 [5]
2005 [6]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84360):
• имеются механизмы грузоподъёмностью 5 тонн;
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях;
• приём и выдача грузов в контейнерах массой брутто 3-5 тонн.[2]

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[5] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[6] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.