государственный флаг России

Станция Красносёлка

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Красносёлка
Регион Челябинская область
Год открытия 1951
Код ЕСР 804403
Статус Грузовая станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1975 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (54км 10пк)
Прилегающие
перегоны
Еманжелинск – Красносёлка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Красносёлка – Формачёво
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Красносёлка – Куллярская
(1-путный, разобранный).

Современное состояние

Станция Красносёлка расположена в трёх километрах к юго-востоку от посёлка Красногорский Еманжелинского района Челябинской области на 54-м километре участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По характеру выполняемой работы является грузовой, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные электрифицированные постоянным током 3 кВ перегоны со станций Еманжелинск и Формачёво, оборудованные односторонней автоблокировкой.

Станция поперечного типа, имеет 5 путей: 1-й, II-й, III-й, 4-й и 5-й (все электрифицированы). Между II-м и III-м путями расположена низкая пассажирская платформа длиной 200 метров. Сбоку от 1-го пути находятся одноэтажные пассажирское здание, пост ЭЦ и другие станционные постройки. В чётной и нечётной горловинах сохранились будки бывших стрелочных постов.

В нечётной горловине к продолжению 4-го пути примыкает подъездной путь, ведущий к ООО «Агрофирма Ариант» (свиноводческий комплекс и комбикормовый завод) и нефтебазе ООО «Газпромнефть-Челябинск». В чётной горловине 4-й путь переходит в вытяжной тупик № 7, к которому примыкают пути, ведущие к базе отстоя пассажирских вагонов, а также к тяговой подстанции и району контактной сети ЭЧК-45 Челябинской дистанции электроснабжения (ЭЧ-1).

Пассажирская платформа и станционные пути освещаются прожекторами и светильниками, смонтированными на жёстких поперечинах опор контактной сети.

В 2002 году станция оборудована электрической централизацией. По II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Станция Красносёлка. Пост ЭЦ. Станция Красносёлка. Пассажирское здание.
Станция Красносёлка. Пост ЭЦ.
август 2013 года [1]
Станция Красносёлка. Пассажирское здание.
август 2013 года [1]
Станция Красносёлка. Подъездной путь в направлении нефтебазы. Вид от пересечения с автодорогой Челябинск - Троицк. Станция Красносёлка. Подъездной путь на нефтебазу. Вид в сторону станции от автодороги Челябинск - Троицк.
Станция Красносёлка. Подъездной путь в направлении нефтебазы.
Вид от пересечения с автодорогой Челябинск – Троицк.
август 2013 года [1]
Станция Красносёлка. Подъездной путь на нефтебазу.
Вид в сторону станции от автодороги Челябинск – Троицк.
август 2013 года [1]
Станция Красносёлка. Подъездной путь в направлении комбикормового завода. Вид от пересечения с автодорогой на п. Красногорский. Станция Красносёлка. Подъездной путь на комбикормовый завод. Вид в сторону станции от пересечения с автодорогой на п. Красногорский.
Станция Красносёлка. Подъездной путь в направлении комбикормового завода.
Вид от пересечения с автодорогой на п. Красногорский.
август 2013 года [1]
Станция Красносёлка. Подъездной путь на комбикормовый завод.
Вид в сторону станции от пересечения с автодорогой на п. Красногорский.
август 2013 года [1]

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа;
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа.

Историческая справка

Окрестности Южноуральска (ст. Красносёлка - ст. Нижнеувельская) Окрестности Южноуральска (ст. Красносёлка - ст. Нижнеувельская)
Окрестности Южноуральска
(ст. Красносёлка –
ст. Нижне-Увельская)
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год
Окрестности Южноуральска
(ст. Красносёлка –
ст. Нижне-Увельская)
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы

Станция Красносёлка была открыта 30.09.1951 одновременно со сдачей в эксплуатацию Красносельского угольного разреза № 7, из-за начала разработки которого пришлось разобрать станцию Кулляр и перенести в этом месте к востоку железнодорожную линию Еманжелинская – Золотая Сопка. Основной функцией новой станции, вошедшей в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги, было обеспечение вывоза угля с Красносельского разреза на Южно-Уральскую электростанцию.

Позже начал разрабатываться ещё один участок № 8, который вошёл в состав Красносельского разреза. Подъездной путь к открытому угольному месторождению, по-видимому, примыкал к вытяжному пути в южной (чётной) горловине станции Красносёлка. Железнодорожный отвал угольного разреза находился южнее станции. Там, где располагались пути, ведущие к нему, теперь устроена база запаса пассажирских вагонов.

В 1952 году началось строительство шахты «Красносельская», которая была сдана в эксплуатацию 31.12.1955.

01.10.1956 вступила в строй шахта «Куллярская-1-2». 04.02.1960 – шахта «Куллярская-3», которая выдала первый уголь 20.02.1960.

Для обслуживания шахтных подъездных путей была построена ведомственная станция Куллярская, которая соединялась с северной горловиной станции Красносёлка однопутным перегоном. Первоначально этот перегон являлся продолжением 4-го пути Красносёлки и вплоть до 52-го километра линии Еманжелинская – Золотая Сопка шёл по одной насыпи с ней, сворачивая потом к шахте «Куллярская-1-2» между северо-восточным бортом разреза и шахтными терриконами. Возможно, что перегон Красносёлка – Куллярская был электрифицирован, о чём свидетельствуют сохранявшиеся до 2014 года опоры контактной сети для третьего пути на насыпи 52-53 километра линии Еманжелинск – Золотая Сопка. Позднее 3-й путь на главном ходу был разобран, а к станции Куллярская уложили путь вдоль борта разреза.

С 30.03.1960 в связи с ликвидацией Троицкого отделения ст. Красносёлка вошла в состав Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 1969 году шахты «Куллярская-1-2» и «Куллярская-3» были объединены в шахту «Куллярская» и вошли в состав комбината «Челябинскуголь», поставляя уголь на Копейские обогатительные фабрики.

В 1972 году шахта «Куллярская-3» была закрыта, за время работы добыто 3 222,6 тысяч тонн угля. На её площадях был открыт завод по производству абразивных инструментов и нефтебаза. В этом же году к шахте «Куллярская» была присоединена шахта «Красносельская».

В 1974 году была закрыта шахта «Красносельская», за время работы добыто 8 215,7 тысяч тонн угля.

15.06.1974 вступил в строй крупнейший в стране свиноводческий комплекс, а 31.12.1974 сдан в эксплуатацию комбикормовый завод. Подъездной путь к этим предприятиям, в настоящее время объединённым в ООО «Агрофирма Ариант», был продлён от угольных шахт.

Начиная со схемы 1975 года[3], станция Красносёлка числится в составе Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 05.1974 Красносельский разрез № 7-8 был объединён с разрезом «Батуринский» № 3-4, после чего он стал называться просто участком № 7. К этому времени паровозы на разрезе были заменены на автотранспорт. За 24 года самостоятельной работы на разрезе было добыто 16 624,1 тысяч тонн угля.

В 06.1998 шахта «Куллярская» была закрыта. За время работы на шахте было добыто 22 887,2 тысяч тонн угля. Вместе с ней, по-видимому, прекратила своё существование и станция Куллярская, принадлежавшая погрузочно-транспортному управлению производственного объединения «Челябинскуголь».

По данным техническо-распорядительного акта, утверждённого 04.05.2000, Красносёлка является грузовой станцией 4-го класса.

Схематический план станции Красносёлка по состоянию на 2000 год
Схематический план станции Красносёлка по состоянию на 2000 год
Схема секционирования контактной сети станции Красносёлка по состоянию на 2000 год
Схема секционирования контактной сети станции Красносёлка по состоянию на 2000 год

В 2002 году ст. Красносёлка была оборудована электрической централизацией.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 53,0 км.

Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Наличие станции Красносёлка на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1955 [4] Красносёлка Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги 23 65
1962 [5] Красносёлка Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 23 66
1968 [6] Красносёлка
1975 [3] Красноселка Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги 23 6
1990 [7]
1999 [8]
2005 [9]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84380):
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[10]

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[3] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[8] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[9] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[10] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.