Станция Нижнеувельская(Челябинская область) | ||
Главная → Железные дороги → ЮУЖД → Станция Нижнеувельская |
|
Название | Нижнеувельская |
---|---|
Прежние названия | Нижне-Увельская, Кичигинская |
Регион | Челябинская область |
Год открытия | 1912 |
Код ЕСР | 804102 |
Статус | Промежуточная станция 3-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Южно-Уральская железная дорога Челябинский регион |
до 01.01.2011 | Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 2009 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 03.2005 | Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги |
до 2001 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 30.03.1960 | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 1946 года | Южно-Уральская железная дорога |
до 15.04.1934 | Пермская железная дорога |
до 1930 года | Самаро-Златоустовская железная дорога |
до 1924 года | Троицкая железная дорога |
Участок | Еманжелинск – Золотая Сопка (70км 2пк) |
Прилегающие перегоны | Формачёво – Нижнеувельская (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Нижнеувельская – Упрун (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы 5-й стройучасток. август 2013 года [1] |
---|
Станция Нижнеувельская расположена в посёлке Увельский Увельского района Челябинской области на 70-м километре участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 3-му классу. К станции примыкают 2-путные электрифицированные постоянным током 3 кВ перегоны со станций Формачёво и Упрун, оборудованные односторонней автоблокировкой.
Станция поперечного типа, имеет 7 путей: 3-й, I-й, II-й, 4-й, 5-й, 6-й и 8-й (все электрифицированы). Между I-м и II-м путями расположена низкая пассажирская платформа длиной 300 метров (до капитального ремонта 2016 года платформа имела большую длину). Сбоку от 3-го пути находится ещё одна низкая пассажирская платформа длиной 200 метров, а также одноэтажное пассажирское здание и 2-этажный пост ЭЦ. Обе пассажирские платформы были в 2016 году прошли капитальный ремонт, в ходе которого была уложена тротуарная плитка. Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост с выходом на островную платформу.
В сторону нечётной горловины от 3-го пути отходит подъездной путь, ведущий на обжиговый завод (современный статус предприятия требует уточнения, но наличие подвижного состава в тупиках на спутниковых снимках 2017 года свидетельствует о том, что завод продолжает деятельность). Там же примыкал подъездной путь межколхозной передвижной механизированной колонны № 2 (МПМК-2), который в настоящее время не используется, либо разобран. От 6-го пути в сторону нечётной горловины ранее отходил подъездной путь к воинской части (в настоящее время разобран).
Параллельно 8-му пути находится 7-й тупик, рядом с которым на огороженной территории находятся грузовые пакгаузы.
В чётной горловине к продолжению 3-го пути примыкает подъездной путь, ведущий на ЗАО КХП «Злак» (комбинат хлебопродуктов и элеватор) и ЗАО НП «Челябинское рудоуправление» (производство огнеупорной, формовочной и керамических глин). К продолжению 5-го пути примыкают подъездные пути на ОАО «Челябвтормет», ЗАО НП «Челябинское рудоуправление» (отгрузка формовочных песков) и Увельский ДРСУ (в настоящее время подъездной путь не используется).
Пассажирская платформа и станционные пути освещаются прожекторами, установленными на жёстких поперечинах опор контактной сети.
Станция оборудована электрической централизацией. По I-му и II-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону станции от улицы Железнодорожной. август 2013 года [1] | Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы Железнодорожной. август 2013 года [1] |
---|
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону станции от улицы 5-й стройучасток. август 2013 года [1] | Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы 5-й стройучасток. август 2013 года [1] |
---|
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на Увельский ДРСУ. Вид в сторону станции от автодороги Увельский - Рождественка. август 2013 года [1] | Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на Увельский ДРСУ. Вид в сторону ДРСУ от автодороги Увельский - Рождественка. август 2013 года [1] |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
План направления Троицкой железной дороги ЦГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 360, л. 116. | Железнодорожная линия Полетаево – Кустанай [3] |
---|
В 1912 году при завершении строительства железнодорожной линии Полетаево – Троицк (Троицкая железная дорога) была открыта станция Кичигинская, которая в дальнейшем (не позднее 1918 года) получила наименование Нижнеувельская.
В 1924 году Троицкая железная дорога передана Народному комиссариату путей сообщения и включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги.
В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) станция Нижне-Увельская указана на расстоянии 70 километров от Полетаево.
В 1930 году участок Челябинск – Полетаево – Троицк – Кустанай был передан в состав Пермской железной дороги.
15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги станция Нижне-Увельская вошла в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.
В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) Нижнеувельская указана на расстоянии 94 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).
В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Нижнеувельская указана на расстоянии 95 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).
С 1946 года станция Нижне-Увельская вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.
С 30.03.1960 в связи с ликвидацией Троицкого отделения ст. Нижне-Увельская вошла в состав Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.
Схематический план станции Нижнеувельская по состоянию на 1999 год |
---|
Схема секционирования контактной сети станции Нижнеувельская по состоянию на 1999 год |
---|
Окрестности Увельского (ст. Нижне-Увельская – ст. Упрун) карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1983 год | Окрестности Увельского (ст. Нижне-Увельская – ст. Упрун) предположительно, по состоянию на 1970-е годы |
---|
В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.
В 03.2005 станция Нижнеувельская вошла в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.
В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 станция вошла в состав Челябинского отделения ЮУЖД.
01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.
В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 69,2 км.
Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по I-му и II-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.
Наличие станции Нижнеувельская на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |||
Полетаево I | Еманжелинска (Еманжелинской) | Формачёво | Золотой Сопки | |||
1936 [4] | Нижне-Увельская | Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | – | 39 | – | 51 |
1940 [5] | Нижне-Увельская | 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | ||||
1943 [6] | Нижне-Увельская | Южно-Уральская железная дорога | 69 | – | – | – |
1944 [7] | Нижне-Увельская | Южно-Уральская железная дорога | – | 40 | – | 48 |
1945 [8] | НИЖНЕ-УВЕЛЬСКАЯ | |||||
1948 [9] | НИЖНЕ-УВЕЛЬСКАЯ | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги | ||||
1952 [10] | Нижне-Увельская | |||||
1955 [11] | ||||||
1962 [12] | Нижне-Увельская | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги | – | 40 | – | 49 |
1968 [13] | ||||||
1975 [14] | Нижне-Увельская | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги | – | – | 11 | 49 |
1990 [15] | Нижнеувельская | |||||
1999 [16] | ||||||
2005 [17] |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84980)[18]:
• имеются механизмы грузоподъёмностью 5 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Использованные источники
[1] Сайт
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.
[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
[18] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |