государственный флаг России

Станция Нижнеувельская

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Нижнеувельская
Прежние названия Нижне-Увельская, Кичигинская
Регион Челябинская область
Год открытия 1912
Код ЕСР 804102
Статус Промежуточная станция 3-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
до 1930 года Самаро-Златоустовская железная дорога
до 1924 года Троицкая железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (70км 2пк)
Прилегающие
перегоны
Формачёво – Нижнеувельская
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Нижнеувельская – Упрун
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы 5-й стройучасток.
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское
рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы 5-й стройучасток.
август 2013 года [1]

Станция Нижнеувельская расположена в посёлке Увельский Увельского района Челябинской области на 70-м километре участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 3-му классу. К станции примыкают 2-путные электрифицированные постоянным током 3 кВ перегоны со станций Формачёво и Упрун, оборудованные односторонней автоблокировкой.

Станция поперечного типа, имеет 7 путей: 3-й, I-й, II-й, 4-й, 5-й, 6-й и 8-й (все электрифицированы). Между I-м и II-м путями расположена низкая пассажирская платформа длиной 300 метров (до капитального ремонта 2016 года платформа имела большую длину). Сбоку от 3-го пути находится ещё одна низкая пассажирская платформа длиной 200 метров, а также одноэтажное пассажирское здание и 2-этажный пост ЭЦ. Обе пассажирские платформы были в 2016 году прошли капитальный ремонт, в ходе которого была уложена тротуарная плитка. Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост с выходом на островную платформу.

В сторону нечётной горловины от 3-го пути отходит подъездной путь, ведущий на обжиговый завод (современный статус предприятия требует уточнения, но наличие подвижного состава в тупиках на спутниковых снимках 2017 года свидетельствует о том, что завод продолжает деятельность). Там же примыкал подъездной путь межколхозной передвижной механизированной колонны № 2 (МПМК-2), который в настоящее время не используется, либо разобран. От 6-го пути в сторону нечётной горловины ранее отходил подъездной путь к воинской части (в настоящее время разобран).

Параллельно 8-му пути находится 7-й тупик, рядом с которым на огороженной территории находятся грузовые пакгаузы.

В чётной горловине к продолжению 3-го пути примыкает подъездной путь, ведущий на ЗАО КХП «Злак» (комбинат хлебопродуктов и элеватор) и ЗАО НП «Челябинское рудоуправление» (производство огнеупорной, формовочной и керамических глин). К продолжению 5-го пути примыкают подъездные пути на ОАО «Челябвтормет», ЗАО НП «Челябинское рудоуправление» (отгрузка формовочных песков) и Увельский ДРСУ (в настоящее время подъездной путь не используется).

Пассажирская платформа и станционные пути освещаются прожекторами, установленными на жёстких поперечинах опор контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По I-му и II-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону станции от улицы Железнодорожной. Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы Железнодорожной.
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское
рудоуправление». Вид в сторону станции от улицы Железнодорожной.
август 2013 года [1]
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское
рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы Железнодорожной.
август 2013 года [1]
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону станции от улицы 5-й стройучасток. Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы 5-й стройучасток.
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское
рудоуправление». Вид в сторону станции от улицы 5-й стройучасток.
август 2013 года [1]
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на ЗАО НП «Челябинское
рудоуправление». Вид в сторону ЧРУ от улицы 5-й стройучасток.
август 2013 года [1]
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на Увельский ДРСУ. Вид в сторону станции от автодороги Увельский - Рождественка. Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на Увельский ДРСУ. Вид в сторону ДРСУ от автодороги Увельский - Рождественка.
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на Увельский ДРСУ.
Вид в сторону станции от автодороги Увельский - Рождественка.
август 2013 года [1]
Станция Нижнеувельская. Подъездной путь на Увельский ДРСУ.
Вид в сторону ДРСУ от автодороги Увельский - Рождественка.
август 2013 года [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

План направления Троицкой ж.д. Линия Полетаево - Кустанай
План направления
Троицкой железной дороги
ЦГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 360, л. 116.
Железнодорожная линия Полетаево – Кустанай [3]

В 1912 году при завершении строительства железнодорожной линии Полетаево – Троицк (Троицкая железная дорога) была открыта станция Кичигинская, которая в дальнейшем (не позднее 1918 года) получила наименование Нижнеувельская.

В 1924 году Троицкая железная дорога передана Народному комиссариату путей сообщения и включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) станция Нижне-Увельская указана на расстоянии 70 километров от Полетаево.

В 1930 году участок Челябинск – Полетаево – Троицк – Кустанай был передан в состав Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги станция Нижне-Увельская вошла в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) Нижнеувельская указана на расстоянии 94 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Нижнеувельская указана на расстоянии 95 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года станция Нижне-Увельская вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

С 30.03.1960 в связи с ликвидацией Троицкого отделения ст. Нижне-Увельская вошла в состав Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

Схематический план станции Нижнеувельская по состоянию на 1999 год
Схематический план станции Нижнеувельская по состоянию на 1999 год
Схема секционирования контактной сети станции Нижнеувельская по состоянию на 1999 год
Схема секционирования контактной сети станции Нижнеувельская по состоянию на 1999 год
Окрестности Увельского (ст. Нижнеувельская - ст. Упрун) Окрестности Увельского (ст. Нижнеувельская - ст. Упрун)
Окрестности Увельского
(ст. Нижне-Увельская –
ст. Упрун)
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год
Окрестности Увельского
(ст. Нижне-Увельская –
ст. Упрун)
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 станция Нижнеувельская вошла в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 станция вошла в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 69,2 км.

Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по I-му и II-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Наличие станции Нижнеувельская на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [4] Нижне-Увельская Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 39 51
1940 [5] Нижне-Увельская 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [6] Нижне-Увельская Южно-Уральская железная дорога 69
1944 [7] Нижне-Увельская Южно-Уральская железная дорога 40 48
1945 [8] НИЖНЕ-УВЕЛЬСКАЯ
1948 [9] НИЖНЕ-УВЕЛЬСКАЯ Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [10] Нижне-Увельская
1955 [11]
1962 [12] Нижне-Увельская Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 40 49
1968 [13]
1975 [14] Нижне-Увельская Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 11 49
1990 [15] Нижнеувельская
1999 [16]
2005 [17]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84980)[18]:
• имеются механизмы грузоподъёмностью 5 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[18] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.