государственный флаг России

Станция Спасское

(Рязанская область)
государственный флаг России
Название Спасское
Регион Рязанская область
Год открытия 1898
Код ЕСР 603108
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Мичуринский регион
до 01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Московско-Курская железная дорога
до 1930 года Рязанско-Уральская железная дорога
Участок Павелец-Тульский – Раненбург (275км 2пк)
Прилегающие
перегоны
Топиллы – Спасское
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ),
Спасское – Милославское
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Современное состояние

Описание составлено 20.08.2019 по видеосъёмке от 04.2017 и спутниковому снимку от 14.06.2019.

Станция Спасское Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в 2,5 километрах к югу от села Спасское Богородицкого сельского поселения Милославского района Рязанской области на 275-м километре участка Павелец-Тульский – Раненбург. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные перегоны со станций Топиллы и Милославское, электрифицированные переменным током 25 кВ. Оба перегона оборудованы 3-значной двусторонней автоблокировкой.

Станция Спасское фактически представляет собой разъезд поперечного типа, имеющий 5 путей: I-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й (все, кроме 5-го, электрифицированы). I-й, 2-й и 3-й приёмо-отправочные пути сквозные. 4-й и 5-е пути – тупиковые, в настоящее время не используется (по состоянию на 04.2017 огорожены красным щитом). В прошлом от 4-го пути в нечётном направлении начинался подъездной путь к Милославскому спиртзаводу, закрытому в 2008 году. Сейчас данный путь заканчивается тупиковым упором стразу за стрелкой № 8. Предположительно, данная ветка раньше служила также для перевозки угля, добытого в ныне закрытой шахте треста «Октябрьуголь» Арцыбашевская № 2 (а возможно и с шахт Арцыбашевская № 1 и Арцыбашевская № 16).

Кроме того, нуждается в подтверждении наличие в прошлом ветки от станции Спасское до месторождения песка в 1,7 километрах к северо-востоку от станции, насыпь этого подъездного пути хорошо просматривается на спутниковых снимках и топографических картах.

В нечётной горловине находится неохраняемый переезд 4-й категории, оборудованный светофорной сигнализацией.

Сбоку от I-го пути находится низкая пассажирская платформа с асфальтовым покрытием длиной около 200 метров, оборудованная перильным защитным ограждением и небольшим металлическим навесом (остановочным павильоном). С этой же стороны железнодорожного полотна расположены одноэтажное пассажирское здание и прочие станционные строения.

Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных опорах контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По I-му главному пути установлена наибольшая допускаемая скорость для всех поездов 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

Грузовая работа в настоящее время на станции не ведётся. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Милославское или Раненбург.

Схематический план станции Спасское по состоянию на 2013 год.
Схематический план станции Спасское по состоянию на 2013 год.

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа;
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа.

Историческая справка

Разъезд Спасское на топографической карте. Участок Павелец-Тульский - Раненбург от ст. Спасское до ст. Милославское.
Разъезд Спасское на топографической карте.
карта масштаба 1:50 000 на 1925 год
Участок Павелец-Тульский – Раненбург
от ст. Спасское до ст. Милославское.
карта масштаба 1:100 000 на 1990 год

Разъезд Спасское был открыт в 1898 году[1] при завершении строительства участка Павелец-Тульский – Раненбург Общества Рязанско-Уральской железной дороги. В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1898 года) Спасское указано без привязки к расстоянию от крупных узлов.

Разъезд Спасское присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.

По видимому, в середине 1920-х годов Спасское получило статус станции.

В Официальном указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1925 года) Спасское указано на расстоянии 274 километра от Москвы.

В 1930 году участок Павелец-Тульский – Раненбург был передан в состав Московско-Курской железной дороги.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1929-1936 гг. Спасское указано без привязки к расстоянию от крупных узлов.

01.12.1934 станция Спасское вошла в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Спасское указана на расстоянии 275 километров от Москвы.

В 11.1941 станция несколько дней находилась в германской оккупации, но была отбита в ходе контрнаступления советских войск.

В 1946 году станция Спасское вошла в состав Павелецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

Предположительно в конце 1940-х годов в районе деревни Арцыбашево были открыты шахты треста «Октябрьуголь» Арцыбашевская № 1, Арцыбашевская № 2 и Арцыбашевская № 16. Для вывозки угля от станции Спасское был проложен подъездной путь, от которого впоследствии построили ответвление к Милославскому спиртзаводу.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога. В соответствии с данным Постановлением участок Богоявленск – Павелец-Тульский должен был отойти Московско-Рязанской железной дороге, однако на схеме 1955 года[3] участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) указан в составе Павелецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Данный исторический период станции Спасское требует уточнения.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 путём объединения Московско-Рязанской, Московско-Окружной и Московско-Курско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога. По-видимому, одновременно с этими преобразованиями участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) был передан в состав Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги.

В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Спасское Мичуринского отделения отнесена к 4-му классу.

Предположительно к 1970-м годам угольные шахты треста «Октябрьуголь» Арцыбашевская № 1, Арцыбашевская № 2 и Арцыбашевская № 16 были закрыты, а подъездной путь, ведущий к ним – разобран. Во всяком случае, на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году, железная дорога к шахтам уже не отмечена, указана только ветка к Милославскому спиртзаводу.

В 2008 году Милославский спиртзавод был закрыт, в связи с чем подъездной путь от станции Спасское был окончательно разобран.

01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Мичуринский регион ЮВЖД.

Наличие раздельного пункта Спасское на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Павельца-Сызраньского Павельца-Тульского Троекурово Раненбурга Саратова-Пассажирского
1936 [4] Спасское Лев-Толстовское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 27 34
1940 [5] Спасское 7-е Павелецкое отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги
1943 [6] Спасское Московско-Донбасская железная дорога 574
1944 [7] Спасское Московско-Донбасская железная дорога 20 34
1945 [8]
1948 [9] Спасское Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [10]
1955 [3] Спасское Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [11] Спасское Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
1968 [12]
1975 [13]
1990 [14]
1999 [15]
2005 [16] Спасское Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги 20 60

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Спасское (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ 944/Н от 07.10.2009 80 60 40 40
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 80 60 40 40
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 80 80 80 40 40
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 80 80 80 40 40

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 63270):
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[1]

Использованные источники

[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[2] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[11] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.