государственный флаг России

Станция Топиллы

(Рязанская область)
государственный флаг России
Название Топиллы
Регион Рязанская область
Год открытия 1898
Код ЕСР 603004
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Мичуринский регион
до 01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Московско-Курская железная дорога
до 1930 года Рязанско-Уральская железная дорога
Участок Павелец-Тульский – Раненбург (263км 7пк)
Прилегающие
перегоны
Павелец-Тульский – Топиллы
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ),
Топиллы – Спасское
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 15.08.2019 по видеосъёмке от 04.2017 и спутниковому снимку от 14.06.2019.

Станция Топиллы Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в 4-х километрах к юго-западу от села Топилы Павловского сельского поселения Милославского района Рязанской области на 263-м километре участка Павелец-Тульский – Раненбург. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные перегоны со станций Павелец-Тульский и Спасское, электрифицированные переменным током 25 кВ. Оба перегона оборудованы 3-значной двусторонней автоблокировкой.

Станция Топиллы фактически представляет собой разъезд поперечного типа, имеющий 4 пути: 2-й, I-й, 3-й и 4-й (все электрифицированы). I-й, 3-й и 4-й приёмо-отправочные пути сквозные, из-за расположения станции в кривой все выходные светофоры с данных путей продублированы предупредительными. 2-й путь – тупиковый, в настоящее время практически не используется (накат на рельсах отсутствует). В прошлом 2-й путь являлся сквозным, от него в нечётном направлении начинался подъездной путь к ныне закрытым шахтам треста «Октябрьуголь»: № 43, Топильская № 1 и Топильская № 2. Кроме того, судя по ширине жёстких поперечин контактной сети, сбоку от 4-го пути мог располагаться ещё один приёмо-отправочный путь, а параллельно 2-му пути существовал погрузочно-выгрузочный путь Топильского хлебоприёмного пункта (ХПП). В нечётной горловине находится неохраняемый переезд 4-й категории, оборудованный светофорной сигнализацией.

Между I-м и 3-м путями находится низкая пассажирская платформа с асфальтовым покрытием длиной около 200 метров. Сбоку от 2-го пути расположены: одноэтажное пассажирское здание дореволюционной постройки, прочие станционные строения, здания и сооружения Топильского ХПП (в настоящее время не работает).

Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных опорах контактной сети и столбах.

Станция оборудована электрической централизацией. По I-му главному пути установлена наибольшая допускаемая скорость для всех поездов 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

По-видимому, грузовая работа в настоящее время на станции не ведётся. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Милославское или Раненбург.

Схематический план станции Топиллы по состоянию на 2013 год.
Схематический план станции Топиллы по состоянию на 2013 год.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Разъезд Топиллы был открыт в 1898 году[2] при завершении строительства участка Павелец-Тульский – Раненбург Общества Рязанско-Уральской железной дороги. Однако в Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1898 года) разъезд не указан (возможно, что пассажирские поезда первоначально здесь не останавливались).

Разъезд Топиллы присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.

После Октябрьской революции 1917 года, в связи с тем что Донбасс оказался под контролем антибольшевистских сил, Советской власти потребовалось немедленное развитие угольных шахт в Подмосковном бассейне и, в частности, в Рязанской области. От разъезда Топиллы к Князевскому руднику была проложена узкоколейная железная дорога. Перегрузка угля в вагоны широкой колеи осуществлялась на разъезде.

Разъезд Топиллы на топографической карте. Обозначена узкоколейная железная дорога к Князевскому каменноугольному руднику.
Разъезд Топиллы на топографической карте.
Обозначена узкоколейная железная дорога к Князевскому каменноугольному руднику.
карта масштаба 1:25 000 по состоянию на 1923 год

По видимому, в середине 1920-х годов Топиллы получили статус станции.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1925-1936 гг. Топиллы указаны на расстоянии 263 километра от Москвы.

В 1930 году участок Павелец-Тульский – Раненбург был передан в состав Московско-Курской железной дороги.

01.12.1934 станция Топиллы вошла в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Топиллы указана на расстоянии 264 километра от Москвы.

Предположительно в 1930-е годы подъездной путь к шахтам был перешит на широкую колею, и необходимость в перевалке угля на станции отпала.

Разъезд Топиллы на топографической карте. Обозначен ширококолейный подъездной путь к угольным шахтам. Участок Павелец-Тульский - Раненбург от Павелец-Тульского до Топилл.
Разъезд Топиллы на топографической карте.
Обозначен ширококолейный подъездной путь к угольным шахтам.
карта масштаба 1:100 000 предположительно на конец 1930-х годов
Участок Павелец-Тульский – Раненбург
от ст. Павелец-Тульский до ст. Топиллы.
карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1990 год

В 11.1941 станция несколько дней находилась в германской оккупации, но была отбита в ходе контрнаступления советских войск.

В 1946 году станция Топиллы вошла в состав Павелецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога. В соответствии с данным Постановлением участок Богоявленск – Павелец-Тульский должен был отойти Московско-Рязанской железной дороге, однако на схеме 1955 года[4] участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) указан в составе Павелецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Данный исторический период станции Топиллы требует уточнения.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Московско-Курско-Донбасская, Московско-Рязанская и Московско-Окружная железные дороги были объединены в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу, а Юго-Восточная железная дорога была укрупнена за счёт Мичуринского отделения Московско-Рязанской железной дороги и Елецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. По-видимому, одновременно с этими преобразованиями участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) был передан в состав Мичуринского отделения ЮВЖД.

В перечне станций, входящих в состав Юго-Восточной железной дороги по состоянию на 1959 год, ст. Топиллы Мичуринского отделения отнесена к 4-му классу.

Предположительно к 1970-м годам угольные шахты треста «Октябрьуголь» № 43, Топильская № 1 и Топильская № 2 были закрыты, а подъездной путь, ведущий к ним от станции Топиллы, – разобран. Во всяком случае, на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году, железная дорога к шахтам уже не отмечена.

01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Мичуринский регион ЮВЖД.

Наличие раздельного пункта Топиллы на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Павельца-Сызраньского Павельца-Тульского Троекурово Раненбурга Саратова-Пассажирского
1936 [5] Топиллы Лев-Толстовское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 16 45
1940 [6] Топиллы 7-е Павелецкое отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги
1943 [7] Топиллы Московско-Донбасская железная дорога 585
1944 [8] Топиллы Московско-Донбасская железная дорога 9 45
1945 [9]
1948 [10] Топиллы Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [11]
1955 [4] Топиллы Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [12] Топиллы Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
1968 [13]
1975 [14]
1990 [15]
1999 [16]
2005 [17] Топиллы Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги 9 71

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Топиллы (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ 944/Н от 07.10.2009 80 60 40 40
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 80 60 40 40
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 80 80 80 40 40
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 80 80 80 40 40

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 63260)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.