государственный флаг России

Станция Елец

(Липецкая область)
государственный флаг России
Название Елец
Регион Липецкая область
Год открытия 1868
Код ЕСР 593000
Статус Внеклассная участковая станция
Принадлежность
Участок Елец – Грязи-Воронежские (195км 8пк)
Ефремов – Елец (424км 1пк)
Лев Толстой – Елец (113км 3пк)

Часть 1. Современное состояние

Схематический план станции Елец по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Елец по состоянию на 2013 год.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Елецкий железнодорожный узел по состоянию на 1887 год. Елецкий железнодорожный узел по состоянию на 1890 год.
Елецкий железнодорожный узел по состоянию на 1887 год [2] Елецкий железнодорожный узел по состоянию на 1890 год [3]

Описание станции Елец по Спутнику пассажира по Юго-Восточным железным дорогам 1900 года:

Елецъ, станцiя II класса. Пассажирскiй вокзалъ общiй для двухъ линiй Юго-Восточныхъ желѣзныхъ дорогъ: Орловско-Грязской и Елецъ-Валуйской, затѣмъ для Богоявленскъ-Елецкой вѣтки Рязанско-Уральской желѣзной дороги и, наконецъ, для Елецъ-Узловая вѣтки Сызрано-Вяземской желѣзной дороги. Общiй залъ I и II классовъ; отдѣльный залъ III класса; мужская и дамская уборная; почтово-телеграфное отдѣленiе; буфетъ съ горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаемъ и кофе; книжно-газетный шкафъ. Со станцiи и на станцiю ежедневно отправляется и прибываетъ 18 пассажирскихъ, разного наименованiя, поѣздовъ. Кромѣ пассажирскаго вокзала на станцiи расположенъ цѣлый рядъ сооружениiй, какъ-то: 10 жилыхъ домовъ, 7 построекъ, занятыхъ I-мъ техническимъ желѣзнодорожномъ училищемъ имени Императора Александра II, пять зданiй паровозныхъ и вагонныхъ мастерскихъ. Столовая для рабочихъ, товарная контора, контора службы движенiя, санитарная казарма, двѣ товарныя крытыя платформы, баня, кузницы, пять складовъ матерiальной службы, три паровозныхъ зданiя на 62 паровоза и т. п. Наконецъ на станцiи уложено разныхъ рельсовыхъ путей различныхъ наименованiй, какъ-то: „главные“, „товарные“, „тракціонные“, „запасные“, „для посадки войскъ“, „объѣздные“, „передаточные“, „больничные“, „вытяжные“ и т. п., общей длины 21,676 саж. или на 48 верстъ и 176 саж., при чемъ для перехода съ одного пути на другой уложено 208 стрѣлокъ. Къ числу замѣчательныхъ станціонныхъ сооруженій слѣдуетъ отнести громадный каменный віадукъ, подъ которымъ проходитъ полотно Рязанско-Уральской желѣзной дороги, а надъ віадукомъ – пути Юго-Восточныхъ желѣзныхъ дорогъ.

Благодаря расположеннiю станціи около одного изъ самыхъ бойкихъ торговыхъ городовъ Россiи, какимъ несомнѣнно слѣдуетъ считать Елецъ, коммерческая дѣятельность станціи весьма обширна. Такъ, по даннымъ грузовой статистики за 1898 годъ, со станцiи Елецъ-товарная и Елецъ-пассажирская Юго-Восточныхъ желѣзныхъ дорогъ было отправлено всѣхъ грузовъ 3 543 561 пудъ, въ томъ числѣ хлѣбныхъ грузовъ 2 212 308 пудовъ; въ то же время прибыло разныхъ грузовъ 6 442 203 пуда, въ числѣ коихъ числились 3 267 309 пуд. хлѣбныхъ грузовъ. Затѣмъ съ товарныхъ станцій „Елецъ“ Рязанско-Уральской и Сызрано-Вяземской желѣзныхъ дорогъ было отправлено, прибыло и прослѣдовало транзитомъ въ общей сложности 24 342 745 пудовъ разныхъ грузовъ. [4]

Елецкий железнодорожный узел по состоянию на 1903 год.
Елецкий железнодорожный узел по состоянию на 1903 год [5]

В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Елец Елецкого отделения указана как внеклассная.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62000)[6]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Планы узловыхъ и концевыхъ пунктовъ сѣти желѣзныхъ дорогъ. – СПб: Временный статистическiй отдѣлъ Министерства путей сообщенiя, 1887.

[3] Планы узловыхъ и концевыхъ и др. главнѣшихъ пунктовъ сѣти желѣзныхъ и водныхъ путей сообщенiя. – СПб: Стат. отд. М-ва путей сообщ., 1890.

[4] Спутникъ пассажира по Юго-Восточнымъ желѣзнымъ дорогамъ. Выпуск II. Балашово-Харьковская, Донецкiя Каменноугольныя, Восточно-Донецкая и Елецъ-Валуйская линiи. – М.: Типо-литографiя Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1900.

[5] Планы узловыхъ и концевыхъ пунктовъ сѣти желѣзныхъ и гл. водныхъ путей. – СПб: Отдѣлъ статистики и картографiи Министерства путей сообщенiя, 1903.

[6] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.