государственный флаг России

Железнодорожный участок
Елец – Грязи-Воронежские

государственный флаг России

Перечень раздельных и остановочных пунктов

Располо-
жение,
км, пк
Наименование остановочного
или раздельного пункта
Год
откры-
тия {1}
Код ЕСР
в 1981
году
Данные из Тарифного руководства № 4 по участку 58-018 (Грязи-Воронежские – Елец) [1]

п/п
Код
ЕСР
Расстояние Выполняемые
операции {2}
от до ст. Елец до ст. Грязи-Воронежские
195км 8пк станция Елец 1868 62000 22 593000 Елец 0 км 115 км П 1,3
201км 2пк остановочный пункт 200 км 2007    
204км 8пк разъезд 205 км (закр.) 1937 62002 21 592933 Разъезд 205 км 10 км 105 км О
208км 8пк станция Извалы 1876 62003 20 592929 Извалы 13 км 102 км Б
212км 7пк остановочный пункт 212 км 1998 19 592952 ОП Ост. Пункт 212 км 17 км 98 км О
216км 1пк станция Соколье 1942 18 592702 Соколье 20 км 95 км О,3
223км 6пк станция Дон 1868 66280 17 592905 Дон 28 км 87 км П 3
227км 6пк остановочный пункт 227 км 1985 16 592825 ОП Ост. Пункт 227 км 32 км 83 км О
230км 4пк остановочный пункт 230 км 1967 15 592810 ОП Ост. Пункт 230 км 35 км 80 км О
236км 4пк станция Патриаршая 1868 62290 14 592806 Патриаршая 41 км 74 км П 3
242км 1пк остановочный пункт 242 км 1985 12 592717 ОП Ост. Пункт 242 км 47 км 68 км О
249км 5пк остановочный пункт Чириково 1868 62300 11 592721 Чириково 54 км 61 км П
256км 2пк остановочный пункт 256 км (закр.) 1998 13 592948 ОП Ост. Пункт 256 км 45 км 70 км О
259км 7пк станция Сенцово 1876 62310 10 592609 Сенцово 65 км 50 км Б 3
266км 3пк остановочный пункт 265 км 1942 9 592510 ОП Ост. Пункт 265 км 70 км 45 км О
273км 1пк станция Липецк 1868 62320 8 592505 Липецк 78 км 37 км П 1,2,3,4,5,8,10
277км 3пк остановочный пункт 276 км (закр.) 1940 7 592416 ОП Ост. Пункт 276 км 82 км 33 км О
280км 2пк станция Чугун I 1903 62330 6 592401 Чугун I 85 км 30 км Б 3
282км 9пк полустанция Сокольская (закр.) 1882    
287км 1пк станция Чугун II 1971 62360 5 592308 Чугун II 92 км 23 км О 3
291км 2пк станция Казинка 1868 62340 4 592100 Казинка 96 км 19 км Б 3
297км 8пк остановочный пункт 297 км (закр.) 1961 3 591945 ОП Ост. Пункт 297 км 103 км 12 км О
305км 5пк станция Грязи-Орловские 1868 63460 2 592011 Грязи-Орловские 110 км 5 км Б
309км 7пк станция Грязи-Воронежские 1868 63450 1 591907 Грязи-Воронежские 115 км 0 км П 1,2,3,4

Историческая справка

В 08.1866 Елецкое земство обратилось к правительству Российской Империи с просьбой о разрешении постройки железной дороги от Ельца через Липецк до станции Грязи Козлово-Воронежской железной дороги. Однако в Высочайше утверждённом 23.04.1866{3} журнале Комитета железных дорог было указано проведение стальной магистрали от Ельца не к Козлово-Воронежской, а к Московско-Орловской железной дороге, для чего уже были предприняты изыскания на местности. Тем не менее, учитывая пользу включения Ельца, как важного торгового и промышленного пункта, в железнодорожную сеть Империи, министр путей сообщения П. П. Мельников предложил депутатам Елецкого земства вместе с постройкой дороги от Ельца к станции Грязи принять на себя и сооружение линии от Ельца к Орлу, через которую с окончанием постройки железной дороги от Орла до Москвы и Витебска откроется кратчайший и удобный путь сбыта местных товаров в Москву и через Ригу за границу.

Елецкое земство изъявило готовность принять на себя сооружение железной дороги до Орла и представило проект уступочного договора, но также ходатайствовало о разрешении прежде всего строить Елецко-Грязинскую дорогу, чтобы в первую очередь получить выгоду от использования уже открытой Козлово-Воронежской железной дороги.

После рассмотрения представленного земством проекта уступочного договора на Елецко-Грязинскую железную дорогу в Министерстве путей сообщения и в Министерстве финансов Комитет железных дорог принял заключение о первоочередном сооружении линии на Грязи, которое было Высочайше утверждено 13.02.1867{3}.

По Высочайше утверждённому 01.03.1867{3} уступочному договору на сооружение железной дороги от Ельца через Липецк до станции Грязи Козлово-Воронежской железной дороги было образовано Общество Елецко-Земской железной дороги, которому предоставлялось право владения дорогой в течении 81 года, считая со времени открытия по ней движения. Вся линия должна быть окончена и открыта для движения через 3 года со дня утверждения договора, то есть к 01.03.1870{3}.

Дорога строилась однопутной, но земляное полотно и каменные части мостов на дальнейшую перспективу должны были быть устроены под два пути. Протяжённость разъездных путей должна была составлять не менее 1/5 всей длины линии. Количество переездов через железную дорогу должно удовлетворять требованиям безостановочного сообщения. Продольный профиль, равно как и направление линии, Общество могло менять на своё усмотрение при соблюдении следующих условий: а) чтобы общее протяжение главного пути не превысило 103 вёрст; б) предельные уклоны должны быть не более 8 ‰, кроме особенных случаев; в) отсутствие на главном пути кривых с радиусом менее 300 сажень. Паровозные сараи с мастерскими должны быть каменные, а прочие строения могут быть деревянными на каменных фундаментах. Подвижной состав необходим в достаточном количестве. Общество было обязано устроить телеграф в 2 проволоки. Правительству предоставлялось право выкупа дороги через 20 лет со дня утверждения устава.

Подрядчиком строительства выступал рязанский купец 1-й гильдии Самуил Поляков, который уже имел договор на сооружение Козлово-Воронежской железной дороги.

23.03.1867{3} по докладу министра путей сообщения Высочайше утверждено направление Елецко-Грязинской линии. Она начинается у города Ельца с юго-восточной стороны, около Засосницкой слободы; поднимается на водораздел между реками Сосна и Дон; спускается в долину Дона, перейдя его близ деревни Матюшкиной; вступает из Орловской в Воронежскую губернию; направляется между оврагами, следуя направлению реки Студенец; на 51-й версте от Ельца переходит в Тамбовскую губернию, приближаясь к городу Липецку с его северной стороны у слободы Студёнки. Далее следует долиной реки Матыра и на 104-й версте от Ельца подходит к станции Грязи Козлово-Воронежской железной дороги.

По утверждённому проекту наименьший радиус кривых был принят в 400 сажень, длина кривых частей составляла до 14 % всей линии. Наибольший уклон – 8 ‰, горизонтальные части дороги составляли 33,45 % её протяжения. По продольной нивелировке станция Грязи на 3,6 сажени выше станции Елец. Наиболее возвышенная точка дороги находится на 54-й версте от Грязей (или на 50-й версте от Ельца) на водоразделе рек Дон и Воронеж, она на 39,5 саженей выше Елецкой и на 35,9 саженей выше Грязинской станций. Самая пониженная точка – на переходе через реку Дон, на 3,5 сажени ниже Елецкой и на 7,1 саженей ниже Грязинской станции.

Главные мосты – через реки Дон и Воронеж, длиной по 65 саженей в 3 пролёта.

Кроме оконечных, предполагались к постройке 4 промежуточные станции: Дон, Чириково, Липецк и Казинка.

01.05.1867{3} начались работы по строительству железной дороги. Главным инженером по производству работ стал 36-летний инженер-капитан Михаил Данилов.

Примечания

{1} Указан либо год открытия раздельного/остановочного пункта, либо год его первого упоминания в документах (справочниках, схемах, картах и т.д.). Более подробную информацию можно попробовать найти непосредственно на странице раздельного/остановочного пункта.

{2} В нижеприведённой таблице указана расшифровка используемых в Тарифном руководстве № 4[1] условных обозначений коммерческих операций, производимых на раздельных/остановочных пунктах:

Условное
обозначение
Производимые коммерческие операции
П Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа.
Б Продажа билетов на все пассажирские поезда. Приём и выдача багажа не производится.
К1 Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на станциях.
К2 Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на станциях.
К1н Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется горизонтальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования).
К2н Приём и выдача груженых, порожних АТС и ИТЕ (кроме контейнеров), перевозимых в системе контрейлерных перевозок, погрузка которых на платформу осуществляется вертикальным способом на подъездных путях (путях необщего пользования).
О Посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения. Приём и выдача багажа не производится.
Х Грузовые и коммерческие операции не производятся.
§ 1 Приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций.
§ 2 Приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций.
§ 3 Приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
§ 4 Приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций.
§ 5 Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях.
§ 6 Приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 7 Зарезервировано.
§ 8 Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на станциях.
§ 8н Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 9 Зарезервировано.
§ 10 Приём и выдача крупнотоннажных 20, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на станциях.
§ 10н Приём и выдача крупнотоннажных 10, 20, 30, 40, 45–футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 11 Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях.
§ 11н Приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 12 Приём и выдача крупнотоннажных 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на станциях.
§ 12н Приём и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).
§ 13 Приём и выдача крупнотоннажных 10-футовых контейнеров на станциях.
Г* Приём и выдача грузобагажа предприятий, организаций и учреждений.
М* Продажа билетов в международном сообщении.
Т* Производство таможенных операций с багажом и грузобагажом в международном сообщении.

{3} Дата указана по старому стилю.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Сборникъ свѣденiй о желѣзныхъ дорогахъ въ Россiи. 1868. Отдѣлы I и II. – СПб.: Типографiя И. Шумахера, 1869.