государственный флаг Украины

Станция Апраксино (закр.)

(Сумская область)
государственный флаг Украины
Название Апраксино
Регион Сумская область
Год открытия 1901
Код ЕСР
Статус Станция (закрытая)
Принадлежность
до 1943 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 1918 года Белгород-Сумская железная дорога
Участок Золотницкий – Апраксино (8км 9пк)
Прилегающие
перегоны
Золотницкий – Апраксино
(1-путный, разобранный).

Часть 1. Современное состояние

Станция Апраксино располагалась на западной окраине села Великий Бобрик Великобобриковского сельского совета Краснопольского района Сумской области на 8-м километре линии Золотницкий – Апраксино и входила в состав Южной железной дороги. Станция являлась тупиковой, к ней примыкал 1-путный неэлектрифицированный перегон со станции Золотницкий.

Во время Великой Отечественной войны инфраструктура станции Апраксино серьёзно пострадала. После окончания войны восстановление железнодорожной ветки Золотницкий – Апраксино было признано нецелесообразным. В настоящее время следов от станции практически не осталось, только в отдельных местах угадываются остатки нижнего строения пути.

Часть 2. Историческая справка

По-видимому, станция Апраксино была открыта в 1901 году при завершении строительства частной Белгород-Сумской железной дороги. Станция находилась на тупиковом ответвлении от основной линии, проложенном от ст. Золотницкий к селу Большой Бобрик (в настоящее время – село Великий Бобрик) для обслуживания находившегося там сахарного завода.

Апраксино присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.

После Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти Белгород-Сумская железная дорога была национализирована и включена в состав Южных железных дорог.

Линия Золотницкий - Апраксино Линия Золотницкий - Апраксино
Линия Золотницкий – Апраксино.
предположительно на 1910-е годы
Линия Золотницкий – Апраксино.
карта масштаба 1:100 000
предположительно на 1940 год

В Официальных указателях пассажирских сообщений 1929-1940 гг. станция Апраксино отсутствует.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога. Станция Апраксино вошла в состав Южной железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны ст. Апраксино почти два года находилась в германской оккупации. Вероятно, железнодорожная инфраструктура была серьёзно разрушена ещё при оставлении станции советскими войсками. Сведений об использовании этой железнодорожной ветки оккупационными властями нет.

После окончания войны восстановление линии Золотницкий – Апраксино долгое время откладывалось, у железнодорожников хватало более первостепенных задач. На схемах 1948 и 1952 гг.[1][2] данная ветка обозначена как восстанавливаемая.

В конце концов, восстановление линии было признано нецелесообразным, и, начиная со схемы 1955 года[3], станция Апраксино окончательно исчезает.

Наличие станции Апраксино на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км)
от Золотницкого
1936 [4] АПРАКСИНО Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги 8
1940 [5] АПРАКСИНО 4-е Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [6] Апраксино Южная железная дорога
1944 [7] АПРАКСИНО
1945 [8]
1948 [1] АПРАКСИНО Смородинское отделение Южной железной дороги
(линия Золотницкий – Апраксино обозначена как восстанавливаемая)
1952 [2]


Использованные источники

[1] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.