![]() | Станция Золотницкий(Сумская область) | ![]() |
Главная → Железные дороги → ЮЖД → Станция Золотницкий |
|
Название | Золотницкий |
---|---|
Регион | Сумская область |
Год открытия | 1901 |
Код ЕСР | 433826 |
Статус | Промежуточная станция 5-го класса |
Принадлежность | АО «Украинская железная дорога» Южная железная дорога Сумская дирекция железнодорожных перевозок |
до 01.08.2000 | Сумское отделение Южной железной дороги |
до 03.1992 | Сумское отделение Южной железной дороги |
до 31.10.1962 | Смородинское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
до 01.02.1934 | Южные железные дороги |
до 1918 года | Белгород-Сумская железная дорога |
Участок | Басы – Пушкарное (12км 3пк) Золотницкий – Апраксино (1км 1пк) |
Прилегающие перегоны | Басы – Золотницкий (1-путный, неэлектрифицированный), Золотницкий – Корчаковка (1-путный, неэлектрифицированный), Золотницкий – Апраксино (1-путный, разобранный). |
Часть 1. Современное состояние
Станция Золотницкий (укр. Золотницький) Сумской дирекции железнодорожных перевозок Южной железной дороги расположена на южной окраине села Стенка Верхнесыроватского сельского совета Сумского района Сумской области на 12-м километре линии Басы – Пушкарное. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные неэлектрифицированные перегоны со станций Басы и Корчаковка. Оба перегона оборудованы полуавтоблокировкой.
Станция Золотницкий имеет два сквозных пути (1-й и 2-й) и два тупиковых (4-й и 5-й). Вероятно, раньше оба тупика были сквозными приёмо-отправочными путями, так же как и разобранный к настоящему времени 3-й путь. До Великой Отечественной войны к ст. Золотницкий с юга примыкала тупиковая ветка от станции Апраксино. После окончания войны данное ответвление не восстанавливалось.
Сбоку от 1-го пути расположена низкая пассажирская платформа длиной около 57 метров (на спутниковых снимках 2003-2010 гг. платформа была на 30 метров длиннее). С этой же стороны от железнодорожных путей находятся пассажирское здание и, по-видимому, павильон или навес для пассажиров, возведённые на месте старого вокзала, который заметен на спутниковом снимке 2003 года. Тупиковые пути используются для перевалки грузов из вагонов в автотранспорт, для этой цели могут использоваться две бетонные конструкции длиной по 8 метров, выполняющие роль высокой грузовой платформы сбоку от 5-го тупика.
Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, установленными на железобетонных столбах.
Все станционные стрелочные переводы имеют ручное управление, оборудованы освещаемыми указателями. Для обслуживания стрелок в обоих горловинах станции находятся стрелочные посты.
![]() |
Схематический план станции Золотницкий по состоянию на 2015 год. |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа.
Расписание пассажирских поездов (по данным сайта swrailway.gov.ua):
№ поезда | График курсирования | Маршрут | Приб. | Отпр. |
Часть 2. Историческая справка
Станция Золотницкий (Золотницкiй) была открыта
Золотницкий присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.
![]() |
![]() |
Линия Золотницкий – Апраксино. предположительно на 1910-е годы | Линия Золотницкий – Апраксино. карта масштаба 1:100 000 предположительно на 1940 год |
---|
После Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти Белгород-Сумская железная дорога была национализирована и включена в состав Южных железных дорог.
В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) станция Золотницкий указана на расстоянии 21 километра от Сум.
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога. Станция Золотницкий вошла в состав Южной железной дороги.
В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) станция Золотницкий указана на расстоянии 21 километра от Сум.
В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Золотницкий указана на расстоянии 22 километров от Сум.
Во время Великой Отечественной войны ст. Золотницкий почти два года находилась в германской оккупации.
После окончания войны восстановление ветки Золотницкий – Апраксино долгое время откладывалось, а потом и вовсе было признано нецелесообразным.
01.11.1946 станция Золотницкий вошла в состав Смородинского отделения Южной железной дороги.
31.10.1962 Смородинское отделение ЮЖД реорганизовано в Сумское отделение с административным центром в Сумах. До этого управление отделения находилось в Люботине.
В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 30.05.1971 местоположение станции Золотницкий – 11,3 км.
![]() |
![]() |
Станция Сумы и окрестности карта масштаба 1:200 000 предположительно по состоянию на 1970-е гг. | Линия Басы – Пушкарное. Участок от ст. Золотницкий до ст. Краснополье. карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1979-1989 гг. |
---|
01.08.2000 Сумское отделение Южной железной дороги преобразовано в Cумскую дирекцию железнодорожных перевозок (ДН-3) ЮЖД.
Наличие станции Золотницкий на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||
Басы | Пушкарного | Готни | |||
1936 [3] | Золотницкий | Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги | 11 | – | 64 |
1940 [4] | Золотницкий | 4-е Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги | |||
1943 [5] | Золотницкий | Южная железная дорога | 11 | – | – |
1944 [6] | Золотницкий | Южная железная дорога | 11 | – | 64 |
1945 [7] | |||||
1948 [8] | Золотницкий | Смородинское отделение Южной железной дороги | |||
1952 [9] | |||||
1955 [10] | |||||
1962 [11] | |||||
1968 [12] | Золотницкий | Сумское отделение Южной железной дороги | |||
1975 [13] | |||||
1990 [14] | |||||
1999 [15] | Золотницкий | Сумское отделение Южной железной дороги | 11 | 37 | – |
2005 [16] | Золотницкий | Сумская дирекция железнодорожных перевозок Южной железной дороги |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 46542)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования.
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[4] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[5] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[11] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |