государственный флаг Украины

Железнодорожная линия Золотницкий – Апраксино

(закрыта в 1940-х годах)
государственный флаг Украины
Расположение,
км, пк
Наименование остановочного
или раздельного пункта
Год
открытия
Код
ЕСР
Код ЕСР
в 1981 году
1км 1пк станция Золотницкий 1901 433826 46542
8км 9пк станция Апраксино (закр.) 1901

Современное состояние

Закрытая в 1940-х годах линия Золотницкий – Апраксино входила в состав Южной железной дороги Народного комиссариата путей сообщения СССР, являясь частью железных дорог общего пользования. Эта тупиковая ветка протяжённостью 8 километров пролегала вдоль реки Бобрик по территории современных Сумского и Краснопольского районов Сумской области (Украина). До своего закрытия линия была однопутной, неэлектрифицированной. В настоящее время о железной дороге и станции Апраксино напоминают только остатки нижнего строения пути.

Историческая справка

По-видимому, линия Золотницкий – Апраксино была открыта в 1901 году при завершении строительства частной Белгород-Сумской железной дороги и представляла собой однопутную тупиковую ветку, проложенную от станции Золотницкий к селу Большой Бобрик (в настоящее время – село Великий Бобрик) для обслуживания находившегося там сахарного завода. Ответвление заканчивалось станцией Апраксино (присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году).

По всей видимости, пассажирского движения на линии никогда не было.

После Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти Белгород-Сумская железная дорога была национализирована и включена в состав Южных железных дорог.

Линия Золотницкий - Апраксино Линия Золотницкий - Апраксино
Линия Золотницкий – Апраксино.
предположительно на 1910-е годы
Линия Золотницкий – Апраксино.
карта масштаба 1:100 000
предположительно на 1940 год

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога. Линия Золотницкий – Апраксино вошла в состав Южной железной дороги.

Во время Великой Отечественной войны линия почти два года находилась в германской оккупации. Вероятно, железнодорожная инфраструктура была серьёзно разрушена ещё при оставлении территории советскими войсками. Сведений об использовании этой железнодорожной ветки оккупационными властями нет.

После окончания войны восстановление линии Золотницкий – Апраксино долгое время откладывалось, у железнодорожников хватало более первостепенных задач. На схемах 1948 и 1952 гг.[1][2] данная ветка обозначена как восстанавливаемая.

В конце концов, восстановление линии было признано нецелесообразным, и, начиная со схемы 1955 года[3], ответвление Золотницкий – Апраксино окончательно исчезает.

Использованные источники

[1] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.