государственный флаг Украины

Станция Золотницкий

(Сумская область)
государственный флаг Украины
Название Золотницкий
Регион Сумская область
Год открытия 1901
Код ЕСР 433826
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность АО «Украинская железная дорога»
Южная железная дорога
Сумская дирекция железнодорожных перевозок
до 01.08.2000 Сумское отделение Южной железной дороги
до 31.10.1962 Смородинское отделение Южной железной дороги
до 01.11.1946 Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 1918 года Белгород-Сумская железная дорога
Участок Басы – Пушкарное (12км 3пк)
Золотницкий – Апраксино (1км 1пк)
Прилегающие
перегоны
Басы – Золотницкий
(1-путный, неэлектрифицированный),
Золотницкий – Корчаковка
(1-путный, неэлектрифицированный),
Золотницкий – Апраксино
(1-путный, разобранный).

Современное состояние

Станция Золотницкий (укр. Золотницький) Сумской дирекции железнодорожных перевозок Южной железной дороги расположена на южной окраине села Стенка Верхнесыроватского сельского совета Сумского района Сумской области на 12-м километре линии Басы – Пушкарное. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные неэлектрифицированные перегоны со станций Басы и Корчаковка. Оба перегона оборудованы полуавтоблокировкой.

Станция Золотницкий имеет два сквозных пути (1-й и 2-й) и два тупиковых (4-й и 5-й). Вероятно, раньше оба тупика были сквозными приёмо-отправочными путями, так же как и разобранный к настоящему времени 3-й путь. До Великой Отечественной войны к ст. Золотницкий с юга примыкала тупиковая ветка от станции Апраксино. После окончания войны данное ответвление не восстанавливалось.

Сбоку от 1-го пути расположена низкая пассажирская платформа длиной около 57 метров (на спутниковых снимках 2003-2010 гг. платформа была на 30 метров длиннее). С этой же стороны от железнодорожных путей находятся пассажирское здание и, по-видимому, павильон или навес для пассажиров, возведённые на месте старого вокзала, который заметен на спутниковом снимке 2003 года. Тупиковые пути используются для перевалки грузов из вагонов в автотранспорт, для этой цели могут использоваться две бетонные конструкции длиной по 8 метров, выполняющие роль высокой грузовой платформы сбоку от 5-го тупика.

Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, установленными на железобетонных столбах.

Все станционные стрелочные переводы имеют ручное управление, оборудованы освещаемыми указателями. Для обслуживания стрелок в обоих горловинах станции находятся стрелочные посты.

Схематический план станции Золотницкий по состоянию на 2015 год
Схематический план станции Золотницкий по состоянию на 2015 год.

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа.

В Яндекс-расписании сведений об останавливающихся пассажирских поездах нет.

Расписание пассажирских поездов (по данным сайта swrailway.gov.ua):

№ поезда График курсирования Маршрут Приб. Отпр.
6866 ежедневно Пушкарное – Сумы 06:09 06:11
6066* по сб., вс. Сумы – Пушкарное 08:40 08:42
6066* кроме сб., вс. Сумы – Краснополье 08:40 08:42
6066* по сб., вс. Пушкарное – Сумы 15:00 15:02
6066 кроме сб., вс. Краснополье – Сумы 15:00 15:02
6872 ежедневно Сумы – Пушкарное 18:29 18:30
6874 ежедневно Пушкарное – Сумы 21:12 21:14

Историческая справка

Станция Золотницкий (Золотницкiй) была открыта в 1901 году[1] при завершении строительства частной Белгород-Сумской железной дороги. Первоначально станция была узловой, с юга к ней примыкала тупиковая ветка от ст. Апраксино.

Золотницкий присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.

Линия Золотницкий - Апраксино Линия Золотницкий - Апраксино
Линия Золотницкий – Апраксино.
предположительно на 1910-е годы
Линия Золотницкий – Апраксино.
карта масштаба 1:100 000
предположительно на 1940 год

После Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти Белгород-Сумская железная дорога была национализирована и включена в состав Южных железных дорог.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) станция Золотницкий указана на расстоянии 21 километра от Сум.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога. Станция Золотницкий вошла в состав Южной железной дороги.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) станция Золотницкий указана на расстоянии 21 километра от Сум.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Золотницкий указана на расстоянии 22 километров от Сум.

Во время Великой Отечественной войны ст. Золотницкий почти два года находилась в германской оккупации.

После окончания войны восстановление ветки Золотницкий – Апраксино долгое время откладывалось, а потом и вовсе было признано нецелесообразным.

01.11.1946 станция Золотницкий вошла в состав Смородинского отделения Южной железной дороги.

31.10.1962 Смородинское отделение ЮЖД реорганизовано в Сумское отделение с административным центром в Сумах. До этого управление отделения находилось в Люботине.

В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 30.05.1971 местоположение станции Золотницкий – 11,3 км.

Станция Сумы и окрестности (1970-е годы) Станция Сумы и окрестности (1988 год)
Станция Сумы и окрестности
карта масштаба 1:200 000 предположительно по состоянию на 1970-е гг.
Станция Сумы и окрестности
карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1988 год

01.08.2000 Сумское отделение Южной железной дороги преобразовано в Cумскую дирекцию железнодорожных перевозок (ДН-3) ЮЖД.

Наличие станции Золотницкий на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Басы Пушкарного Готни
1936 [2] Золотницкий Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги 11 64
1940 [3] Золотницкий 4-е Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [4] Золотницкий Южная железная дорога 11
1944 [5] Золотницкий Южная железная дорога 11 64
1945 [6]
1948 [7] Золотницкий Смородинское отделение Южной железной дороги
1952 [8]
1955 [9]
1962 [10]
1968 [11] Золотницкий Сумское отделение Южной железной дороги
1975 [12]
1990 [13]
1999 [14] Золотницкий Сумское отделение Южной железной дороги 11 37
2005 [15] Золотницкий Сумская дирекция железнодорожных перевозок Южной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 46542):
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования.[1]

Использованные источники

[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[3] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[4] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[10] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[11] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[14] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.