государственный флаг России

Станция Кулляр (закр.)

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Кулляр
Прежние названия Ключевской
Регион Челябинская область
Год открытия 1912
Код ЕСР
Статус Станция (закрытая)
Принадлежность
до 1948 года Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
до 1930 года Самаро-Златоустовская железная дорога
до 1924 года Троицкая железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (49км 6пк)
Прилегающие
перегоны
Таянды – Кулляр
(2-путный, разобранный),
Кулляр – Формачёво
(2-путный, разобранный).

Часть 1. Современное состояние

Предположительно, станция Кулляр находилась там, где в настоящее время проложена улица Островского на восточной окраине посёлка Красногорский Еманжелинского района Челябинской области на 49-м километре участка Еманжелинская – Золотая Сопка. Станция была разобрана в конце 1940-х гг. в связи с переносом железнодорожной линии к востоку из-за необходимости вскрытия Красносельского угольного разреза. К ней примыкали 2-путные неэлектрифицированные перегоны со станций Таянды и Формачёво. Точное местонахождение станции Кулляр нуждается в уточнении, на спутниковых снимках местности какие-либо следы её отсутствуют.

Часть 2. Историческая справка

План направления Троицкой ж.д. Линия Полетаево - Кустанай
План направления
Троицкой железной дороги
ЦГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 360, л. 116.
Железнодорожная линия Полетаево – Кустанай [1]

В 1912 году при завершении строительства железнодорожной линии Полетаево – Троицк (Троицкая железная дорога) был открыт разъезд Ключевской, который в дальнейшем был переименован в Кулляр (Куляр, Кульяр) от башкирского слова «кульлар», что означает «озёра», «озёрное место» (куль –«озеро» -лар – аффикс множественного числа).

В 1924 году Троицкая железная дорога передана Народному комиссариату путей сообщения и включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) разъезд отсутствует.

В 1930 году участок Челябинск – Полетаево – Троицк – Кустанай был передан в состав Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Кулляр вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) Кулляр раз. (в указателе 1934-1935 гг., видимо опечатка, – Килляр раз.) указан на расстоянии 74 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Кулляр раз. (в указателе 1940 года – просто Кулляр) указан на расстоянии 76 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года станция Кулляр вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 1944 году Красносельской геологоразведовательной партией треста «Челябугольразведка» была проведена детальная разведка угольных месторождений вблизи села Красное Увельского района, в результате чего в районе железнодорожной линии Еманжелинская – Золотая Сопка были найдены большие залежи бурого угля. Для разработки этих месторождений с целью обеспечения топливом будущей Южноуральской электростанции 12.10.1945 было организовано Красносельское УНШ (управление новых шахт). Начались работы по вскрыше Красносельского разреза № 7, из-за чего потребовалось перенести к востоку железную дорогу и разобрать станцию Кулляр. В справочнике станций, изданном в 1949 году, Кулляр уже не значится, хотя продолжает присутствовать на схемах вплоть до 1952 года.

Наличие раздельного пункта Кулляр на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинской Золотой Сопки
1936 [3] Кулляр Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 20 70
1940 [4] Кулляр 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [5] Кулляр Южно-Уральская железная дорога 48
1944 [6] Кулляр Южно-Уральская железная дорога 19 69
1945 [7]
1948 [8] Кулляр Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [9]


Использованные источники

[1] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[4] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[5] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.