Станция Кулляр (закр.)(Челябинская область) |
|
Название | Кулляр |
---|---|
Прежние названия | Ключевской |
Регион | Челябинская область |
Год открытия | 1912 |
Код ЕСР | – |
Статус | Станция (закрытая) |
Принадлежность | – |
до 1948 года | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 1946 года | Южно-Уральская железная дорога |
до 15.04.1934 | Пермская железная дорога |
до 1930 года | Самаро-Златоустовская железная дорога |
до 1924 года | Троицкая железная дорога |
Участок | Еманжелинск – Золотая Сопка (49км 6пк) |
Прилегающие перегоны | Таянды – Кулляр (2-путный, разобранный), Кулляр – Формачёво (2-путный, разобранный). |
Часть 1. Современное состояние
Предположительно, станция Кулляр находилась там, где в настоящее время проложена улица Островского на восточной окраине посёлка Красногорский Еманжелинского района Челябинской области на 49-м километре участка Еманжелинская – Золотая Сопка. Станция была разобрана в конце 1940-х гг. в связи с переносом железнодорожной линии к востоку из-за необходимости вскрытия Красносельского угольного разреза. К ней примыкали 2-путные неэлектрифицированные перегоны со станций Таянды и Формачёво. Точное местонахождение станции Кулляр нуждается в уточнении, на спутниковых снимках местности какие-либо следы её отсутствуют.
Часть 2. Историческая справка
План направления Троицкой железной дороги ЦГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 360, л. 116. | Железнодорожная линия Полетаево – Кустанай [1] |
---|
В 1912 году при завершении строительства железнодорожной линии Полетаево – Троицк (Троицкая железная дорога) был открыт разъезд Ключевской, который в дальнейшем был переименован в Кулляр (Куляр, Кульяр) от башкирского слова «кульлар», что означает «озёра», «озёрное место» (куль –«озеро»
В 1924 году Троицкая железная дорога передана Народному комиссариату путей сообщения и включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги.
В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) разъезд отсутствует.
В 1930 году участок Челябинск – Полетаево – Троицк – Кустанай был передан в состав Пермской железной дороги.
15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Кулляр вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.
В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) Кулляр раз. (в указателе 1934-1935 гг., видимо опечатка, – Килляр раз.) указан на расстоянии 74 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).
В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Кулляр раз. (в указателе 1940 года – просто Кулляр) указан на расстоянии 76 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).
С 1946 года станция Кулляр вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.
В 1944 году Красносельской геологоразведовательной партией треста «Челябугольразведка» была проведена детальная разведка угольных месторождений вблизи села Красное Увельского района, в результате чего в районе железнодорожной линии Еманжелинская – Золотая Сопка были найдены большие залежи бурого угля. Для разработки этих месторождений с целью обеспечения топливом будущей Южноуральской электростанции 12.10.1945 было организовано Красносельское УНШ (управление новых шахт). Начались работы по вскрыше Красносельского разреза № 7, из-за чего потребовалось перенести к востоку железную дорогу и разобрать станцию Кулляр. В справочнике станций, изданном в 1949 году, Кулляр уже не значится, хотя продолжает присутствовать на схемах вплоть до 1952 года.
Наличие раздельного пункта Кулляр на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||
Полетаево I | Еманжелинской | Золотой Сопки | |||
1936 [3] | Кулляр | Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | – | 20 | 70 |
1940 [4] | Кулляр | 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | |||
1943 [5] | Кулляр | Южно-Уральская железная дорога | 48 | – | – |
1944 [6] | Кулляр | Южно-Уральская железная дорога | – | 19 | 69 |
1945 [7] | |||||
1948 [8] | Кулляр | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги | |||
1952 [9] |
Использованные источники
[1] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.
[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.
[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[4] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[5] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |