государственный флаг России

Железнодорожная линия
Санкт-Петербург – Москва

государственный флаг России

Современное состояние

Линия Санкт-Петербург – Москва входит в состав Октябрьской железной дороги, являясь частью железных дорог общего пользования. Она пролегает по территории Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. Протяжённость линии составляет 650 километров, километраж отсчитывается от Санкт-Петербурга. Чётное направление – от Москвы в сторону Санкт-Петербурга.

На всём своём протяжении линия электрифицирована постоянным током напряжением 3 кВ, все перегоны оборудованы устройствами 4-значной автоблокировки.

От станции Санкт-Петербург-Главный до Тосно железная дорога трёхпутная, от станции Москва-Пассажирская до Крюково – четырёхпутная, на остальном протяжении – двухпутная.

Тарифное руководство № 4 делит линию Санкт-Петербург – Москва на 8 участков:
• Санкт-Петербург-Главный – Обухово;
• Обухово – Чудово-Московское;
• Чудово-Московское – Окуловка;
• Окуловка – Бологое-Московское;
• Бологое-Московское – Лихославль;
• Лихославль – Тверь;
• Тверь – Ховрино;
• Ховрино – Москва-Пассажирская.

Историческая справка

Линия Санкт-Петербург - Москва. Перечень станций на 1867 год.
Перечень станций на 1867 год. [1]

01.02.1842{1} высочайшим повелением императора Николая I было принято решение о строительстве на государственные средства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Сразу же начались первоначальные изыскания для выбора направления дороги. Летом были произведены подробные изыскания, а зимой 1842-1843 гг. составлялись проекты.

К сооружению железной дороги приступили в 06.1843. Работы начались на участках между Санкт-Петербургом и селом Чудово, а также между городами Тверь и Вышний Волочёк.[1] Управление изысканиями и работами было разделено на две Дирекции: Северную – от Санкт-Петербурга до реки Коломенец (Валдайского уезда) под руководством Мельникова П. П. и Южную – от вышеуказанной реки до Москвы под руководством Крафта Н. О.

Это была первая железная дорога в Российской империи с шириной колеи 5 футов (1524 мм), которая в дальнейшем стала стандартной для отечественных стальных магистралей. Санкт-Петербурго-Московская железная дорога строилась сразу двухпутной и имела лёгкий профиль пути, только при переходе через Валдайскую возвышенность был допущен подъём 8 ‰. Первоначально на железнодорожном полотне были уложены рельсы массой 29,6 кг/м.

В 07.1846 началось опытное движение поездов на ветке между станцией Санкт-Петербург и Александровским заводом, который строил паровозы для Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, и потом на головном участке Санкт-Петербург – Колпино.[1]

07.05.1847{1} открыто постоянное движение от Санкт-Петербурга до Колпино (23,5 версты).[1]

В 06.1849 начато служебное движение на участках Колпино – Чудово (86 вёрст) и Вышний Волочёк – Тверь (111 вёрст).[1]

В 1850 году служебное движение открыто от Чудово до конца Северной Дирекции (около 180 вёрст).[1]

09.06.1850{1} открыто постоянное движение для публики на участке Вышний Волочёк – Тверь (111 вёрст).[2]

01.11.1851{1} с вводом в эксплуатацию участков Колпино – Вышний Волочёк (313 вёрст) и Тверь – Москва (156 вёрст) открыто постоянное движение для публики по всей Санкт-Петербурго-Московской железной дороге. Из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд.[2]

Планом переустройства и развития Петроградского железнодорожного узла 1916 года планировалось строительство второй пары главных путей на головном участке линии Петроград – Москва для отделения грузового и дальнего пассажирского движения от пригородного. Данные работы были запланированы Николаевской железной дорогой ещё до Первой мировой войны, поскольку пропускная способность участка Санкт-Петербург – Любань была и в мирное время практически исчерпана. В первую очередь вторые главные пути (III-й и IV-й) должны были быть сооружены на участке Обухово – Тосно (42 км) с развитием и частичным переустройством станций; в чуть более отдалённом будущем участок Тосно – Любань планировалось сделать трёхпутным, а ещё позднее, при необходимости, – тоже четырёхпутным. Первый из вышеупомянутых путей (III-й) планировалось ввести в строй уже в 1916 году, главным образом, для временной организации движения по нему балластных поездов на другие объекты строительства. Работы, начатые в 1916 году, в связи с трудностями военного времени продвигались очень медленно. Временное рабочее движение по III-му пути участка Обухово – Тосно открылось только в 03.1917. Из-за резкого падения объёма перевозок, вызванного начавшейся Гражданской войной, необходимость в немедленном сооружении второй пары главных путей отпала (в 11.1918 доля использования пропускной способности участка Петроград – Тосно составила всего 29 %). В 1919 году строительные работы были окончательно прекращены, а вскоре верхнее строение пути на новостройке было снято и использовано на других линиях. Более того, рассматривался даже вопрос о разборке второго главного пути на магистрали Петроград – Москва, но до этого дело не дошло.[3]

В 1933 году было начато строительство третьего главного пути на участке Обухово – Тосно (42,2 км, с устройством путепроводной развязки II и III путей на 21-23 км в районе Попова лога около Колпино). Начатые работы постоянно затягивались, главным образом – из-за отсутствия материалов верхнего строения пути, и были окончательно завершены в 1935 году (на участке Обухово – Славянка третий путь находился во временной эксплуатации с 1933 года; движение на всём протяжении от Обухово до Тосно было открыто 22.11.1935; в постоянной эксплуатации путь – с 01.12.1935).[3]

В годы Великой Отечественной войны линия Ленинград – Москва, оказавшаяся в районе военных действий, серьёзно пострадала. Прямое сообщение между Ленинградом и Москвой было прервано на всё время блокады. Только в 03.1944 по магистрали вновь пошли пассажирские и грузовые составы.

Восстановление разрушенной инфраструктуры заняло немало времени. Лишь к 1948 году на линии Ленинград – Москва смогли реконструировать второй главный путь.

04.11.1960 открыто движение электропоездов на участке Ленинград-Пассажирский-Московский – Малая Вишера, электрифицированном постоянным током 3 кВ.

По состоянию на 10.05.1966 не был восстановлен третий главный путь на участке Обухово – Тосно, разрушенный во время Великой Отечественной войны.[4]

Примечания

{1} Дата указана по старому стилю.

Использованные источники

[1] Сборникъ свѣденiй о желѣзныхъ дорогахъ въ Россiи. 1867. Отдѣлы I и II. – СПб.: Типографiя И. Шумахера, 1867.

[2] Верховской В. М. Историческiй очеркъ развитiя желѣзныхъ дорогъ въ Россiи съ ихъ основанiя по 1897 г. включительно (выпускъ второй) – С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Типографiя Министерства Путей Сообщенiя, 1899.

[3] Критский С. В. История развития Петроградского (Ленинградского) железнодорожного узла в 1914-1941 гг. (на правах рукописи) – СПб: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2017.

[4] Железнодорожный транспорт СССР. 1956-1970 гг.: Сборник документов. / Гл. ред. Н. Е. Аксененко. Отв. сост. Т. В. Сорокина. – М.: Эгра, 1998.