![]() | Остановочный пункт 94 км (закр.)(Челябинская область) | ![]() |
|
Название | 94 км |
---|---|
Прежние названия | Катенино |
Регион | Челябинская область |
Год открытия | 1931 |
Код ЕСР | 803415 |
Статус | Остановочный пункт (закрытый) |
Принадлежность | – |
до 2012 года | Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги |
до 01.01.2011 | Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 2009 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 03.2005 | Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги |
до 2001 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 30.03.1960 | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 1946 года | Южно-Уральская железная дорога |
до 15.04.1934 | Пермская железная дорога |
Участок | Золотая Сопка – Карталы (94км 2пк) |
Часть 1. Современное состояние
Остановочный пункт 94 км расположен в 3-х километрах к востоку от посёлка Кызыл-Маяк Варненского сельского поселения Варненского района Челябинской области на 94-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Тамерлан – Тумак (участок Золотая Сопка – Карталы). По обеим сторонам железнодорожного полотна с небольшим смещением по направлению движения находятся пассажирские платформы: по направлению на ст. Тамерлан длиной около 30 метров (построена не позднее 2005 года), на обп. Тумак – около 18 метров (построена не позднее 2011 года). Справа от железной дороги по направлению на обгонный пункт Тумак в некотором отдалении от путей имеется одноэтажное здание (вероятно, бывшее помещение путевого поста). Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• Посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения. Приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Катенино, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.
15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Катенино вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.
В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Катенино указан на растоянии 238 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).
Можно предположить, что после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) Катенино потеряло своё путевое развитие и статус разъезда, так как отсутствует на схеме 1936
Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Катенино продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 239 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Катенино.
С 1946 года путевой пост Катенино вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.
На схеме
В соответствии с техническо-распорядительным актом от 23.09.1954 Катенино числится, как путевой пост, к которому примыкают два 2-путных перегона со станций Тамерлан и Тумак. Входные однокрылые семафоры управлялись из помещения поста.
![]() |
Схематический план путевого поста Катенино из техническо-распорядительного акта от 23.09.1954. ОГАЧО, ф. Р-1607, оп. 2, д. 1581, л. 2 [4] |
---|
На схемах
![]() |
Участок от о.п. 94 км до обп. Тумак. карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1987 год |
---|
На топографической карте с состоянием местности на 1987 год на месте путевого поста Катенино в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги появляется остановочный пункт 94 км.
В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.
В 03.2005 о.п. 94 км вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.
В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.
01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.
В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 остановочный пункт отсутствует.
Наличие остановочного/раздельного пункта 94 км на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Золотой Сопки | Карталов | |||
1936 [2] | – | – | – | – |
1940 [9] | Катенино | 6-е Карталинское отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | 93 | 36 |
1943 [10] | – | – | – | – |
1944 [11] | Катенино | Южно-Уральская железная дорога | 94 | 36 |
1945 [12] | ||||
1948 [3] | – | – | – | – |
1952 [13] | Катенино | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги | 94 | 36 |
1955 [5] | – | – | – | – |
1962 [6] | ||||
1968 [7] | ||||
1975 [8] | ||||
1990 [14] | О.п. 94 км | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги | 94 | 36 |
1999 [15] | ||||
2005 [16] |
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[4] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.
[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[6] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[8] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[9] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[10] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |