государственный флаг России

Станция Троицк

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Троицк
Регион Челябинская область
Год открытия 1912
Код ЕСР 803909
Статус Участковая станция 2-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
до 1930 года Самаро-Златоустовская железная дорога
до 1924 года Троицкая железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (109км 1пк)
Прилегающие
перегоны
Кумысное – Троицк
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Троицк – Золотая Сопка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Троицк расположена в северной части одноимённого города Троицкого городского округа Челябинской области на 109-м километре участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По характеру выполняемой работы является участковой, по объёму работы относится ко 2-му классу (по другим данным – грузовая станция 3-го класса). К станции примыкают 2-путные электрифицированные постоянным током 3 кВ перегоны с обгонного пункта Кумысное и станции Золотая Сопка, оборудованные односторонней автоблокировкой.

Станция продольного типа, имеет два приёмо-отправочных парка (Северный и Южный) и Сортировочный парк, расположенный параллельно с Южным парком.

Северный парк имеет 6 путей: I-й, II-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й (все электрифицированы). 7-й путь был разобран в начале 2000-х гг., 8-й путь – в конце 1990-х гг. В северной части парка к продолжению 3-го пути примыкает путь, ведущий на базу ПМС-36. В южной части к парку примыкают подъездной путь ООО «Росфрост» (фабрика мороженого) и ответвление на разворотный треугольник.

Южный парк имеет 6 путей: I-й, II-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й (все электрифицированы). Между I-м и II-м путями расположена низкая пассажирская платформа длиной 410 метров с покрытием из тротуарной плитки. Сбоку от 3-го пути находятся низкая пассажирская платформа длиной 210 метров, пассажирское здание и прочие станционные постройки.

Станция оборудована устройствами электрической централизации. По I-му и II-му главным путям установлена допускаемая скорость движения 80 км/час для пассажирских и грузовых поездов, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Станция Троицк. Макет паровоза братьев Черепановых. 09.07.2016. Станция Троицк. Пассажирское здание. Вид со стороны города. 09.07.2016.
Макет паровоза братьев Черепановых.
09.07.2016 [1]
Пассажирское здание. Вид со стороны города.
09.07.2016 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача мелких отправок грузов на местах общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования;
• приём и выдача груза, погруженного в вагон, требующего хранения в крытых складах станций;
• приём и выдача среднетоннажных контейнеров массой брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) тонн на станциях;
• зарезервировано.

Часть 2. Историческая справка

План направления Троицкой ж.д. Линия Полетаево - Кустанай
План направления
Троицкой железной дороги
ЦГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 360, л. 116.
Железнодорожная линия Полетаево – Кустанай [3]

Станция Троицк была открыта в 1912 году при завершении строительства железнодорожной линии Полетаево – Троицк (Троицкая железная дорога). Здесь находилось управление дороги вместе с управляющим из акционеров, депо на 5 стойл с поворотным кругом, вокзал и складские помещения. Станция насчитывала 7 путей. Водоснабжение было рассчитано с запасом – на 20 пар поездов в сутки, с включением потребностей депо, мастерских и жителей.

В 1924 году Троицкая железная дорога передана Народному комиссариату путей сообщения и включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) ст. Троицк указана на расстоянии 109 километров от Полетаево. На станции имелся буфет.

В 1930 году участок Челябинск – Полетаево – Троицк – Кустанай был передан в состав Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги станция Троицк вошла в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) Троицк указан на расстоянии 134 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II). На станции имелся буфет с горячей пищей.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Троицк указан на расстоянии 135 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). На станции имелся буфет с горячей пищей.

С 1946 года станция Троицк вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

С 30.03.1960 в связи с ликвидацией Троицкого отделения ст. Троицк вошла в состав Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

Окрестности ст. Троицк Окрестности ст. Троицк
Окрестности ст. Троицк.
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы
Окрестности ст. Троицк.
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84960)[4]:
• имеются механизмы грузоподъёмностью 6-10 тонн;
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях;
• приём и выдача грузов в контейнерах массой брутто 3-5 тонн.

Схематический план станции Троицк по состоянию на 1999 год
Схематический план станции Троицк по состоянию на 1999 год.
Схема секционирования контактной сети станции Троицк по состоянию на 1999 год
Схема секционирования контактной сети станции Троицк по состоянию на 1999 год.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 станция Троицк вошла в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 станция вошла в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 108,8 км.

Наличие станции Троицк на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [5] Троицк Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 79 11
1940 [6] Троицк 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [7] ТРОИЦК Южно-Уральская железная дорога 109
1944 [8] ТРОИЦК Южно-Уральская железная дорога 79 9
1945 [9]
1948 [10] ТРОИЦК Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [11] Троицк
1955 [12]
1962 [13] Троицк Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 79 10
1968 [14]
1975 [15] Троицк Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 50 10
1990 [16]
1999 [17]
2005 [18]
2019 [19] Троицк Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Троицк (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 80 80 40 40
№ Ю-УР-64 от 18.07.2016 80 80 40 40


Использованные источники

[1] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.