![]() | Станция Беленихино(Белгородская область) | ![]() |
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Станция Беленихино |
|
Название | Беленихино |
---|---|
Прежние названия | Разъезд № 5 |
Регион | Белгородская область |
Год открытия | 1869 |
Код ЕСР | 435408 |
Статус | Промежуточная станция 3-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 03.1992 | Белгородское отделение Южной железной дороги |
до 1946 года | Южная железная дорога |
до 1937 года | Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского |
до 19.07.1936 | Московско-Курская железная дорога |
до 1935 года | Южная железная дорога |
до 01.02.1934 | Южные железные дороги |
до 01.01.1907 | Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога |
до 1896 года | Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги |
до 01.11.1894 | Курско-Харьково-Азовская железная дорога |
Участок | Сараевка – Белгород (654км 6пк) |
Прилегающие перегоны | Прохоровка – Беленихино (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ), Беленихино – Сажное (2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ). |
Часть 1. Современное состояние
![]() |
Станция Беленихино. Вид северной горловины в сторону Сараевки. [1] август 2013 года |
---|
Станция Беленихино расположена в одноимённом селе Прохоровского района Белгородской области на 654-м километре линии Сараевка – Белгород. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 3-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Прохоровка и Сажное, электрифицированные постоянным током 3 кВ.
Станция поперечного типа, имеет 6 путей (все электрифицированы): 7-й, 5-й, 3-й, I-й, II-й и 4-й. Между 3-м и 5-м путями – низкая пассажирская платформа длиной около 230 метров с покрытием из тротуарной плитки и небольшим павильоном из металлоконструкций с навесом. Между I-м и II-м путями – низкая пассажирская платформа длиной около 220 метров с покрытием из тротуарной плитки; в одном створе с ней сбоку от 4-го пути расположена ещё одна низкая платформа такой же длины с покрытием из тротуарной плитки. Там же находятся одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 216,9 кв. м) и 2-этажное здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 515,7 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост с выходом на платформу между 3-м и 5-м путями.
К 5-му пути в чётной горловине примыкает вытяжной путь № 13.
Станция оборудована электрической централизацией. По II-му пути установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для пассажирских поездов – 90 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Беломестная.
![]() |
Схематический план станции Беленихино по состоянию на 2013 год путевое развитие актуально на 05.05.2017 (по данным спутникового снимка) |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
Станция Беленихино была открыта в 1869 году[3] при завершении строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги как Разъезд № 5. Он был расположен на 111-й версте от Курска.
В 1874 году разъезд получил статус полустанка, и в честь владельцев земель, прилегающих к железной дороге, стал именоваться Беленихино.
В 1879 году в Докладе Высочайше утверждённой комиссии для исследования беспорядков на полустанке Беленихино написано: „Полустанок Беленихино построен в 1874 году в счёт первой части дополнительного облигационного капитала по утверждённому типу. На полустанции нет колодца, и вода подвозится за 1,5 версты из деревни Ивановки, хотя по качеству эта вода мало пригодна для питья. В жилом доме производится ремонт. Живущие показали, что дом зимой холодный, с полу и по углам продувает. Окраска здания произведена без предварительной шпаклёвки. У 114 версты осмотренный сторожевой дом № 85 найден в исправности.“
01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.
В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.
01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.
01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.
В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).
19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.
С 04.10.1946 станция Беленихино вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.
В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Беленихино установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 120 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.
В 2011 году завершено строительство низкой пассажирской платформы между 3-м и 5-м путями и пешеходного моста из пролётных металлических строений на железобетонных опорах (схема моста – 2×29,25 м, длина моста – 61,71 м, длина моста с тремя поперечными сходами – 157,16 м). На случай дальнейшего расширения станции под мостом оставлено место ещё для двух путей.
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 по главным путям станции Беленихино установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 120 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.
Наличие раздельного пункта Беленихино на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |||
Курска | Сараевки | Ржавы | Белгорода | |||
1918 [5] | Беленихино раз. | ? | – | – | – | – |
1936 [6] | Беленихино | Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского | – | – | 40 | 42 |
1937 [7] | Беленихино | железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского | ||||
1940 [8] | Беленихино | 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги | ||||
1943 [9] | Беленихино | Южная железная дорога | 118 | – | – | – |
1944 [10] | Беленихино | Южная железная дорога | – | 52 | – | 41 |
1945 [11] | ||||||
1948 [12] | Беленихино | Белгородское отделение Южной железной дороги | ||||
1952 [13] | ||||||
1955 [14] | ||||||
1962 [15] | Беленихино | Белгородское отделение Южной железной дороги | – | – | 40 | 42 |
1968 [16] | ||||||
1975 [17] | ||||||
1990 [18] | ||||||
1999 [19] | Беленихино | Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45650)[3]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Использованные источники
[1] Сайт
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[4] Сайт
[5] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.
[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.
[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[15] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |