государственный флаг России

Остановочный пункт Металлострой

(город Санкт-Петербург)
государственный флаг России
Название Металлострой
Регион город Санкт-Петербург
Год открытия 1933
Код ЕСР 031621
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Октябрьская железная дорога
Санкт-Петербургский регион
до 12.2010 Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги
до 01.04.1994 Ленинград-Московское отделение Октябрьской железной дороги
до 1946 года Октябрьская железная дорога
до 1936 года Октябрьские железные дороги
Участок Обухово – Чудово-Московское (19км 9пк)
Перегон Славянка – Колпино
(3-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 24.09.2021.

Остановочный пункт Металлострой Санкт-Петербургского региона Октябрьской железной дороги расположен на территории муниципального образования Металлострой Колпинского района города Санкт-Петербурга на 19-м километре 3-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Славянка – Колпино (линия Санкт-Петербург – Москва).

По числу путей перегона остановочный пункт располагает тремя высокими пассажирскими платформами:
• платформа № 1 (от Санкт-Петербурга) длиной 258 метров расположена сбоку от I-го пути; на платформе установлены два металлических навеса для защиты пассажиров от солнца и осадков;
• платформа № 2 (на Санкт-Петербург) длиной 222 метра – в междупутье II-го и IV-го путей, смещена относительно платформы № 1 против направления движения почти на всю длину; имеет два металлических навеса;
• платформа № 4 (используется крайне эпизодически, так как IV-й путь служит для движения скоростных поездов обоих направлений, которые здесь не останавливаются) длиной 48 метра – также находится в междупутье II-го и IV-го путей, примыкая к платформе № 2; на платформе расположено помещение билетной кассы (в настоящее время не используется).

Все платформы оборудованы защитным перильным ограждением. Доступ пассажиров на платформы остановочного пункта возможен только по надземному пешеходному переходу со стороны Ленинградского электромашиностроительного завода.

О.п. Металлострой освещается светильниками, смонтированными на специализированных столбах и опорах контактной сети.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Линия Петроград - Москва от ст. Колпино до полуст. Поповка на трёхверстовой карте 1917 года. Железная дорога на участках Славянка - Колпино и Рыбацкое - Сапёрная на топографической карте 1939 года..
Линия Петроград – Москва
от ст. Колпино до ст. Поповка.
трёхверстовая карта, изданная в 1917 году
Железная дорога на участках
Славянка – Колпино и Рыбацкое – Сапёрная.
топографическая карта масштаба 1:50 000
по состоянию на 1939 год

Считается, что остановочный пункт Металлострой (Металлстрой){1} был открыт в 1937 году.[2] Однако ещё в расписании пригородных поездов по Московской линии Октябрьских железных дорог, действующем с 15.10.1933, указана пл. Металлострой. Первоначально платформа находилась примерно на 1,3 км дальше от Ленинграда по сравнению со своим современным местоположением. На дореволюционных картах в этом месте обозначена железнодорожная будка, а на послевоенных топографических картах – казарма.

Металлстрой присутствует в расписании пригородных поездов по линиям Октябрьских железных дорог с 01.06.1935.

Германская аэрофотосъёмка участка Обухово - Чудово-Московское в районе пл. Металлострой Участки Славянка - Колпино и Рыбацкое - Сапёрная на топографической карте 1980-х гг.
Германская аэрофотосъёмка участка
Обухово – Чудово-Московское в районе
пл. Металлострой (верхний левый угол).
Участки Славянка – Колпино
и Рыбацкое – Сапёрная.
топографическая карта масштаба 1:100 000
предположительно на начало 1980-х гг.

В 1936 году Октябрьские железные дороги были переименованы в Октябрьскую железную дорогу.

С 1946 года платформа Металлострой вошла в состав Ленинград-Московского отделения Октябрьской железной дороги.

Металлстрой указан в справочнике железнодорожных станций СССР 1949 года[3] как остановочный пункт, производящий ограниченные операции (посадка и высадка пассажиров без багажа в местном сообщении).

04.11.1960 открыто движение электропоездов на участке Ленинград-Пассажирский-Московский – Малая Вишера Октябрьской железной дороги, электрифицированном постоянным током 3 кВ. По-видимому, к этому времени остановочный пункт был перемещён в современное местоположение, что косвенно подтверждается уменьшением на один километр тарифного расстояния от Обухово.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 06051)[2]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

По данным Тарифного руководства № 4 издания 1985 года[4] Оп Металлстрой (код ЕСР – 031621) расположен в 9 километрах от Обухово и в 98 километрах от Чудово-Московское.

С 01.04.1994 в связи с упразднением Ленинград-Московского отделения о.п. Металлострой вошёл в состав Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги.

В служебных расписаниях движения пассажирских и пригородных поездов 1989-2019 гг. местоположение платформы Металлострой – 19,0 км.

В 12.2010 Санкт-Петербургское отделение преобразовано в Санкт-Петербургский регион Октябрьской железной дороги.

Наличие остановочного пункта Металлострой на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Обухово Чудово-Московское
1940 [5] Металлстрой 3-е Ленинград-Московское отделение службы движения Октябрьской железной дороги 10 33
1944 [6] Металлстрой Октябрьская железная дорога 10 32
1945 [7]
1948 [8] Металлстрой Ленинград-Московское отделение Октябрьской железной дороги
1952 [9]
1955 [10]
1962 [11] Металлстрой Ленинград-Московское отделение Октябрьской железной дороги 9 33
1968 [12]
1975 [13]
1990 [14] О.п. Металлстрой
1999 [15] О.п. Металлстрой Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги
2005 [16]
2019 [17] О.п. Металлстрой Санкт-Петербургский регион Октябрьской железной дороги


Примечания

{1} В различных официальных документах разных лет издания (расписания, карты, схемы, справочники) встречается как наименование Металлострой, так и Металлстрой.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Список станций железнодорожной сети СССР. – М.: Трансжелдориздат, 1949.

[4] Тарифное руководство № 4. Книга 1. Тарифные расстояния между станциями участков и транзита по железным дорогам – М., «Транспорт», 1985.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[11] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.