государственный флаг России

Остановочный пункт Карский (закр.)

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Карский
Прежние названия Карское
Регион Челябинская область
Год открытия 1912
Код ЕСР 803932
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 2005 года Карталинский регион Челябинского отделения
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
до 1930 года Самаро-Златоустовская железная дорога
до 1924 года Троицкая железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (88км 10пк)
Перегон Упрун – Кумысное
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ)

Современное состояние

Примерно до 2005 года остановочный пункт Карский располагался в 2-х километрах к западу от села Кадымцево Карсинского сельского поселения Троицкого района Челябинской области на 88-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Упрун – Кумысное (участок Еманжелинск – Золотая Сопка). На спутниковом снимке от 16.04.2003 по обеим сторонам железнодорожного полотна со смещением на всю длину против направления движения распознаются пассажирские платформы (вероятно, низкие) длиной около 24 метров каждая. На более поздних спутниковых снимках следы пассажирских платформ отсутствуют. По-видимому, к 2005 году остановочный пункт был закрыт, передав своё название соседнему о.п. 91 км, расположенному на 1,5 километра ближе к Троицку. Тем не менее, в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД» продолжают числиться как о.п. 91 км (код ЕСР – 803561), так и о.п. Карский (код ЕСР – 803932).

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• грузовые и пассажирские операции не производятся.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

План направления Троицкой ж.д. Линия Полетаево - Кустанай
План направления
Троицкой железной дороги
ЦГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 360, л. 116.
Железнодорожная линия Полетаево – Кустанай [1]

В 1912 году при завершении строительства железнодорожной линии Полетаево – Троицк (Троицкая железная дорога) был открыт разъезд Карский.

В 1924 году Троицкая железная дорога передана Народному комиссариату путей сообщения и включена в состав Самаро-Златоустовской железной дороги.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1929-1930 гг.) разъезд Карский не указан.

В 1930 году участок Челябинск – Полетаево – Троицк – Кустанай был передан в состав Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Карский вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальном указателе пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг.) разъезд не указан, но присутствует под наименованием Карское раз. в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1936 года) без указания расстояния от Челябинска.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Карское раз. (в указателе 1940 года – просто Карское) указан на расстоянии 115 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года разъезд Карское вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схемах 1948[2] и 1955-1975[3][4][5][6] годов Карское отсутствует. Вероятно, что после укладки 2-го пути на участке Еманжелинская – Золотая Сопка надобность в раздельном пункте в данном месте отпала.

О.п. Карский вновь появляется в справочнике 1981 года[7] в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

Окрестности о.п. Карский Фрагмент топографической карты начала XXI века (о.п. Карский и о.п. 91 км).
Окрестности о.п. Карский
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год
Фрагмент топографической карты
начала XXI века (о.п. Карский и о.п. 91 км)
масштаб 1:25 000

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

По-видимому, к 2005 году остановочный пункт Карский был закрыт, передав своё название соседнему о.п. 91 км, расположенному на 1,5 километра ближе к Троицку.

Наличие остановочного/раздельного пункта Карский на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [8] Карское Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 59 31
1940 [9] Карское 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [10]
1944 [11] Карское Южно-Уральская железная дорога 59 29
1945 [12]
1948 [2]
1952 [13] Карское Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги 59 29
1955 [3]
1962 [4]
1968 [5]
1975 [6]
1990 [14] Ост. пункт Карский Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 32 28
1999 [15]
2005 [16]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84965):
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.[7]

Использованные источники

[1] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[4] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[7] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[9] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[10] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.