государственный флаг России

Обгонный пункт Кумысное

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Кумысное
Регион Челябинская область
Год открытия 1932
Код ЕСР 803928
Статус Обгонный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (100км 10пк)
Прилегающие
перегоны
Упрун – Кумысное
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Кумысное – Троицк
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Обгонный пункт Кумысное расположен в 2 километрах к востоку от посёлка Кумысное Клястицкого сельского поселения Троицкого района Челябинской области на 100-м километрев участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По объёму работы относится к 5-му классу. К обгонному пункту примыкают 2-путные электрифицированные постоянным током 3 кВ перегоны со станций Упрун и Троицк, оборудованные односторонней автоблокировкой.

Обгонный пункт поперечного типа, имеет 5 путей: 1-й, II-й, III-й, 4-й и 5-й (все электрифицированы). Между 1-м и II-м, II-м и III-м путями расположены низкие пассажирские платформы длиной около 50 метров. Сбоку от 1-го пути находится одноэтажное пассажирское здание и другие постройки.

В нечётной горловине к продолжению 5-го пути примыкает подъездной путь, ведущий на ФГКУ комбинат «Уральский» Росрезерва (склад ГСМ) и тяговую подстанцию ЭЧЭ-57 Троицкой дистанции электроснабжения (ЭЧ-15).

В 2002 году обгонный пункт оборудован электрической централизацией. По II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 120 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Окрестности ст. Троицк Окрестности ст. Троицк
Окрестности ст. Троицк.
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы
Окрестности ст. Троицк.
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год

Обгонный пункт Кумысное ведёт свою историю от одноимённого разъезда, открытого в составе Пермской железной дороги в 1932 году[2] для увеличения пропускной способности участка Еманжелинская – Золотая Сопка в связи с пуском Магнитогорского металлургического комбината.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Кумысное вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Кумысное указан на расстоянии 125 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Кумысное раз. (в указателе 1940 года – просто Кумысное) указан на расстоянии 127 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года Кумысное вошло в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схеме 1955[3] года Кумысное отсутствует, затем вновь появляется как остановочный пункт на схеме 1962[4] года в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги. Вероятно, после укладки 2-го пути на участке Еманжелинская – Золотая Сопка надобность в раздельном пункте в данном месте отпала.

В справочнике 1981 года[2] Кумысное указан уже в качестве обгонного пункта.

Схематический план обгонного пункта Кумысное по состоянию на 1999 год
Схематический план обгонного пункта Кумысное по состоянию на 1999 год.
Схема секционирования контактной сети обгонного пункта Кумысное по состоянию на 1999 год
Схема секционирования контактной сети обгонного пункта Кумысное по состоянию на 1999 год.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 обгонный пункт Кумысное вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 обгонный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение обгонного пункта – 100,0 км.

Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 120 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Наличие раздельного/остановочного пункта Кумысное на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [5] Кумысное Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 71 19
1940 [6] Кумысное 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [7] Кумысное Южно-Уральская железная дорога 100
1944 [8] Кумысное Южно-Уральская железная дорога 70 18
1945 [9]
1948 [10] Кумысное Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [11]
1955 [3]
1962 [4] о. п. Кумысное Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 70 19
1968 [12]
1975 [13] О. п. Кумысное Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 41 19
1990 [14] Об.п. Кумысное Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 42 18
1999 [15]
2005 [16]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84962)[2]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[4] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.