государственный флаг России

Остановочный пункт Таянды

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Таянды
Регион Челябинская область
Год открытия 1932
Код ЕСР 804456
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1952 года Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (40км 2пк)
Перегон Еманжелинск – Красносёлка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Остановочный пункт Таянды расположен на восточной окраине одноимённого посёлка Еманжелинского района Челябинской области на 40-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Еманжелинск – Красносёлка (участок Еманжелинск – Золотая Сопка). По обеим сторонам железнодорожного полотна в одном створе находятся низкие пассажирские платформы длиной 35 метров (на спутниковых снимках до 2014 года отсутствуют). Справа от железной дороги по направлению на станцию Еманжелинск за платформой имеется небольшой пассажирский павильон.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Окрестности Еманжелинска (ст. Еманжелинск, о.п. Борисовка, о.п. Таянды)
Окрестности Еманжелинска
(ст. Еманжелинск, о.п. Борисовка, ст. Таянды)
карта масштаба 1:100 000
по состоянию местности на 1986 год

Остановочный пункт Таянды ведёт свою историю от одноимённой станции, открытой в составе Пермской железной дороги в 1932 году[3] для обеспечения вывоза угля с Еманжелинских разрезов и шахт. Однопутная железнодорожная ветка, ведущая к ним, примыкала к северной горловине станции.

По некоторым данным, название этого раздельного пункта происходит от башкирских слов, переводимых: «Стой, упрись». По первоначальному проекту железнодорожная линия от Полетаево на Троицк должна была пролегать восточнее, приближаясь к левобережью реки Увельки (район нынешнего поселка Красногорска) и далее, вдоль берега с выходом к казачьему поселку Кичигино, а затем и к станице Нижне-Увельской. Однако богатые нижне-увельские станичники и их атаман воспротивились этому, мотивируя свое мнение тем, что железная дорога, проходя по их земельным угодьям, выведет из строя их пашни, пастбища и сенокосы. Атаман предъявил строителям иск на солидную сумму. Началось судебное разбирательство, канительная тяжба атамана с подрядчиком. Работы на прокладке железной дороги приостановились, и тысячи рабочих.оказались не у дел. Прекращение выплаты денег, больно ударили по строителям, которые роптали: «Вот и стой-постой без дела». Строители из башкир повторяли это же, но на свой лад: «Таянды», что значит – «стой, упрись».

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги станция Таянды вошла в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) Таянды указаны на расстоянии 64 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Таянды указаны на расстоянии 66 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года станция Таянды вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

Начиная со схемы 1952 года[4], станция Таянды числится в составе Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В советское время Таянды входили в число крупнейших по грузообороту станций отделения. На ней трудился большой коллектив железнодорожников из разных служб: была своя бригада путейцев, станционные смазчики, осмотрщики вагонов. При необходимости на станции даже меняли колёсные пары на грузовых вагонах. Централизация стрелочных переводов отсутствовала, в каждой горловине станции находился стрелочный пост, обслуживающий по 12 стрелок. Станция имела 7 сквозных путей и один тупиковый. Между глвными путями станции находилась островная пассажирская платформа длиной около 200 метров (её остатки можно наблюдать на спутниковых снимках местности до 2012 года). По ведомственной железнодорожной ветке от станции Таянды на Еманжелинск и Коркино ходил рабочий поезд для шахтёров.

В конце 1990-х гг. в связи с закрытием угольных разрезов и щахт в районе Еманжелинска грузооборот станции резко снизился. Коллектив железнодорожников начал сокращаться, затем стали разбирать пути. К 1998 году станция окончательно потеряла путевое развитие, была закрыта и преобразована в остановочный пункт Таянды. Железнодорожная ветка на город Еманжелинск была также разобрана.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение остановочного пункта – 40,3 км.

В 2015 году справа от железной дороги по направлению на станцию Еманжелинск за платформой установлен небольшой пассажирский павильон ожидания.

Наличие раздельного/остановочного пункта Таянды на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [5] Таянды Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 10 80
1940 [6] Таянды 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [7] Таяиды Южно-Уральская железная дорога 39
1944 [8] Таянды Южно-Уральская железная дорога 9 79
1945 [9]
1948 [10] Таянды Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [4] Таянды Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
1955 [11]
1962 [12] Таянды Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги 9 80
1968 [13]
1975 [14] Таянды Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги 9 20
1990 [15]
1999 [16]
2005 [17]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84390)[3]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.