государственный флаг России

Железнодорожный участок
Ржава – Обоянь

государственный флаг России

Перечень раздельных и остановочных пунктов

Расположение,
км, пк
Наименование остановочного
или раздельного пункта
Год
открытия
Код
ЕСР
Код ЕСР
в 1981 году
1км 1пк станция Ржава 1869 435107 45670
1км 1пк станция Ржава (закр.) 1882
9км 5пк остановочный пункт Нагольное 1936 435126 45672
18км 9пк станция Кривцово 1882 435130 45673
26км 2пк остановочный пункт Зорино 1998 435145
32км 2пк станция Обоянь 1882 435304 45690

Современное состояние

Железнодорожная линия Ржава – Обоянь входит в состав Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги ОАО «РЖД», являясь частью железных дорог общего пользования. Эта тупиковая ветка пролегает по территории Пристенского и Обоянского районов Курской области, её протяжённость составляет 31 километр.

На всём своём протяжении линия Ржава – Обоянь является однопутной, неэлектрифицированной. Имеется единственная промежуточная станция – Кривцово. Остановочные пункты Нагольное и Зорино не используются с 2013 года в связи с отменой пригородных пассажирских поездов. Линия относится к категории малодеятельных участков, в ограниченных размерах имеется грузовое движение. В качестве вывозного локомотива для подачи и уборки вагонов используются, в основном, тепловозы серии ЧМЭ3. Из-за небольших объёмов движения станции Обоянь и Кривцово работают не круглосуточно. Их открытие или закрытие производится приказом поездного диспетчера. Линия оборудована полуавтоматической блокировкой.

Состояние пути позволяет установить на перегонах и главном пути станции Кривцово допускаемую скорость движения 45 км/час (на участке с 3км 1пк по 8км 10пк – 60 км/час, на переездах – 20 км/час).

Искусственные сооружения и переезды:
• 1км 9пк – охраняемый переезд;
• 1км 10пк – железобетонный мост;
• 9км 6пк – неохраняемый переезд;
• 19км 2пк – неохраняемый переезд;
• 26км 2пк – неохраняемый переезд;
• 27км 2пк – металлический однопролётный мост через реку Запселец (длина – 22,65 м);
• 29км 6пк – неохраняемый переезд;
• 31км 1пк – неохраняемый переезд;
• 31км 10пк – охраняемый переезд.

Историческая справка

История железнодорожной линии Ржава – Обоянь началась в 1882 году, когда от станции Марьино (в последующем – Клейнмихелево, в настоящее время – Ржава) Курско-Харьково-Азовской железной дороги до уездного города Обоянь была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 29 вёрст 310 саженей (32 километра). Отсчёт расстояния вёлся от Обояни, ширина колеи составляла 914 мм. На железной дороге имелась единственная промежуточная станция – Троицкое (в настоящее время – Кривцово). От основной линии имелось также ответвление к месту, где в настоящее время располагается ОАО «Обоянский элеватор». «Правильное железнодорожное движение» по узкоколейной ветке было открыто 17.06.1882. Согласно высочайше утверждённому 05.09.1881 договору, сооружение и эксплуатация Обоянской железной дороги были переданы местному земству. Российское правительство выдало на сооружение дороги ссуду в размере 285 900 рублей, которую земство обязалось уплатить в течение 37 лет.

Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино
Фрагмент трёхверстовой карты конца XIX века с линией Обоянь – Марьино.
железная дорога нанесена по съёмкам 1888 года
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино по состоянию на 1890 год
Схема Обоянской железной дороги и станции Марьино
по состоянию на 1890 год

Людиновский паровозостроительный завод товарищества Мальцовских заводов построил для Обоянской железной дороги в 1882 году четыре трёхосных танк-паровоза с осевой формулой 0-3-0 по цене 769 рублей за тонну веса. Паровозы получили обозначения Б.1 – Б.4.

После завершения строительства узкоколейка некоторое время находилась в аренде у известного промышленника генерал-майора Сергея Ивановича Мальцова, но уже в в 1884 году обоянское земство было вынуждено до истечения срока забрать железную дорогу от арендатора, который к тому времени полностью отошёл от дел.

В 1886 году в Курском губернском правлении рассматривался вопрос о продолжении строительства обоянской узкоколейки до станции Ахтырка Сумской железной дороги.

Управляющим Обоянской земской узкоколейной железной дорогой в в 1892 году числился инженер-технолог Евграф Цыганов, а начальниками станций: в Обояни – А. И. Князев, в Марьино – Н. А. Петров, в Троицком – В. М. Моисеев. Заведующим железнодорожным делопроизводством управы Обоянской земской узкоколейной железной дороги был назначен В. Н. Морвиль.

Эксплуатация дороги оказалась весьма невыгодной для земства: валовой доход едва достигал в среднем 30 000 рублей в год, расходы же значительно превышали эту сумму. Долг казне за 15 лет существования дороги возрос до 369 190 рублей.

В 1897 году Обоянская железная дорога полностью перешла в казну, войдя в состав Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

В 1905 году Коломенский завод построил для обоянской ветки 2 мощных узкоколейных танк-паровоза типа 100 с осевой формулой 0-3-0. К этому времени потребовалась замена старых Мальцовских паровозов Б.1 – Б.4, построенных в 1882 году на Людиновском заводе. Кроме того, в указанный период старые узкоколейные рельсы лёгких типов на линии Обоянь – Клейнмихелево поменяли на ширококолейные, хотя и старые, но допускавшие значительно большее давление от оси – до 12,5 тонн. Благодаря этому Коломенский завод спроектировал и построил паровозы, весящие в рабочем состоянии до 30 тонн, по своей силе тяги приближавшиеся к трёхосным паровозам широкой колеи. Серии новые паровозы не имели и обозначались номерами №1 и №2. В отличие от старых Мальцовских паровозов, новые Коломенские в порожнем состоянии весили 21 тонну (против 13 тонн), имели колёса меньшего диаметра (900 мм против излишне больших Мальцовских – 1000 мм), давление пара в котле 12 атмосфер (против 9) и по силе тяги превосходили Мальцовские паровозы вдвое. Поэтому количество поездов сократилось вдвое, и на обоянской ветке представилось возможным закрыть ночное движение.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

В 1910 году Мальцовские паровозы были списаны вследствие износа котлов и неустранимой расшатанности рам и цилиндров, и Коломенским заводом в 1912 году были построены для обоянской железной дороги ещё два паровоза типа 100, которые получили номера №4 и №5 (под №3 на дороге работал танк-паровоз типа 0-3-0, изготовленный в 1898 году на Людиновском заводе). Паровозы типа 100 проработали на ветке вплоть до прекращения эксплуатации узкоколейки.

Схема трёхосного паровоза колеи 914 мм постройки Людиновского завода Паровоз типа 100 колеи 914 мм постройки Коломенского завода.
Схема трёхосного паровоза колеи 914 мм постройки Людиновского завода [2] Паровоз типа 100 колеи 914 мм постройки Коломенского завода [2]

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

В середине 1930-х годов параллельно узкоколейке была проложена железнодорожная линия широкой колеи, и в 1936 году эксплуатация узкоколейной железной дороги была прекращена: в «Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений» на зиму 1936-37 гг. линия Ржава – Обоянь не указывалась как узкоколейная; на схеме 1936 года линия Ржава – Обоянь указана как ширококолейная. Новая станция Обоянь широкой колеи разместилась в 1,5 километрах к юго-западу от первоначальной узкоколейной станции, которая впоследствии была разобрана. Километраж линии стал отсчитываться от станции Ржава.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород вместе с примыкающими к станции Ржава ветками был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 линия Ржава – Обоянь вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 допускаемая скорость на перегонах линии и главном пути станции Кривцово установлена равной 40 км/час (на переездах – 20 км/час).

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 допускаемая скорость на перегонах линии и главном пути станции Кривцово установлена равной 45 км/час (на участке с 3км 1пк по 8км 10пк – 60 км/час, на переездах – 20 км/час).

C 2013 года на линии Ржава – Обоянь отменены все пригородные поезда.

Использованные источники

[1] Сайт Пресс-Центра ОАО «Российские железные дороги».

[2] Москалев Л. Наши узкоколейные паровозы – М.: Издательство «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ДЕЛО», 1997.