государственный флаг России

Грузовой двор Зинаидино

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Зинаидино
Регион Белгородская область
Год открытия 1913
Код ЕСР 436612
Статус Грузовой двор
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Харьковское отделение Южной железной дороги
до 04.11.1967 Основянское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 1918 года Белгород-Сумская железная дорога
Участок Готня – Зинаидино (16км 2пк)
Станция Малинов Яр

Часть 1. Современное состояние

Грузовой двор Зинаидино станции Малинов Яр расположен в северо-восточной части посёлка городского типа Ракитное Ракитянского района Белгородской области на 16-м километре линии Готня – Зинаидино. Грузовой двор связывает со станцией 9-й соединительный неэлектрифицированный путь, протяжённостью 4,19 километра, движение поездов по которому осуществляется маневровым порядком.

Грузовой двор располагает тремя сквозными приёмо-отправочными путями №№ 1з, 2з, 3з. Сбоку от пути № 1з находится большое пассажирское здание из красного кирпича, по-видимому, ещё дореволюционной постройки.

От пути № 1з в юго-западном направлении ответвляется единственный действующий на грузовом дворе подъездной путь ОАО «Зинаидинское хлебоприёмное предприятие», начинающийся от стрелки № 5з. Подъездной путь на Ракитянский сахарный завод, примыкающий к северной горловине грузового двора, в настоящее время не используется в связи с закрытием завода.

Все стрелочные переводы грузового двора – ручные, с неосвещаемыми стрелочными указателями. Со стороны станции Малинов Яр сохранился недействующий входной светофор «Н».

Схематический план станции Малинов Яр по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Малинов Яр по состоянию на 2013 год.
Грузовой двор Зинаидино. Южная горловина Грузовой двор Зинаидино. Недействующий входной светофор «Н»
Грузовой двор Зинаидино. Южная горловина.
сентябрь 2013 года [1]
Грузовой двор Зинаидино. Недействующий входной светофор «Н».
сентябрь 2013 года [1]
Грузовой двор Зинаидино. Подъездной путь на ОАО «Зинаидинское ХПП». Вид в сторону грузового двора от улицы Гагарина Грузовой двор Зинаидино. Подъездной путь на сахарный завод. Вид в сторону завода от переулка Федутенко
Грузовой двор Зинаидино. Подъездной путь на ОАО «Зинаидинское ХПП».
Вид в сторону грузового двора от улицы Гагарина.
сентябрь 2013 года [1]
Грузовой двор Зинаидино. Подъездной путь на сахарный завод.
Вид в сторону завода от переулка Федутенко.
сентябрь 2013 года [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа.

Часть 2. Историческая справка

Линия Готня - Зинаидино (Ракитянский зав.) показана, как строящаяся
Линия Готня - Зинаидино (Ракитянский зав.)
показана, как строящаяся.
Схема железных дорог издания И. Ф. Зауэра 1914 года

Считается, что станция Зинаидино была открыта в составе частной Белгород-Сумской железной дороги в 1913 году при строительстве ветки от станции Готня до Ракитянского сахарного завода, принадлежавшего одному из акционеров железной дороги князю Ф. Ф. Юсупову.[3] Своё имя станция получила от одноимённого близлежащего села, которое в свою очередь было названо в честь княгини Зинаиды Юсуповой.

После Октябрьской революции 1917 года и установления советской власти Белгород-Сумская железная дорога была национализирована и включена в состав Южных железных дорог.

В Официальных указателях пассажирских сообщений 1929-1940 гг. станция Зинаидино отсутствует.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога. Станция Зинаидино вошла в состав Южной железной дороги.

В 1946 году станция Зинаидино вошла в состав Основянского отделения Южной железной дороги.

04.11.1967 приказом начальника Южной железной дороги Основянское отделение переименовано в Харьковское отделение ЮЖД.

Станция Зинаидино. Пассажирское здание.
Станция Зинаидино. Пассажирское здание.
вторая половина 1970-х гг.

В 03.1992 в связи с распадом СССР станция Зинаидино была передана из Южной железной дороги в состав Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги.

01.07.2010 Белгородское отделение преобразовано в Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги. К этому времени, по-видимому, станция Зинаидино потеряла статус самостоятельного раздельного пункта и стала грузовым двором станции Малинов Яр.

Наличие станции Зинаидино на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Готни Зинаидино
1936 [4] Зинаидино Люботинское отделение службы движения Южной железной дороги 16 0
1940 [5] Зинаидино 3-е Основянское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [6] Зинаидино Южная железная дорога
1944 [7] Зинаидино Южная железная дорога 15 0
1945 [8]
1948 [9] Зинаидино Основянское отделение Южной железной дороги
1952 [10]
1955 [11]
1962 [12]
1968 [13] Зинаидино Харьковское отделение Южной железной дороги
1975 [14]
1990 [15]
1999 [16] Зинаидино Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
2005 [17]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 46490)[3]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.