государственный флаг России

Остановочный пункт Край (закр.)

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Край
Регион Челябинская область
Год открытия 1931
Код ЕСР 803627
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 2012 года Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Золотая Сопка – Карталы (7км 4пк)

Часть 1. Современное состояние

Остановочный пункт Край расположен на границе с Республикой Казахстан в трёх километрах к западу от посёлка Бугристое Бобровского сельского поселения Троицкого района Челябинской области на 7-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Золотая Сопка – Магнай (участок Золотая Сопка – Карталы). По обеим сторонам железнодорожного полотна со смещением на всю длину по направлению движения раньше находились пассажирские платформы длиной около 12 метров (присутствуют на спутниковых снимках 2005-2014 гг). К 2017 году была демонтирована платформа по направлению на ст. Золотая Сопка, к 2018 году – по направлению на ст. Магнай. В ста метрах от местоположения пассажирских платформ справа от железной дороги по направлению на ст. Золотая Сопка расположено одноэтажное строение. Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Край, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Край вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Край указан на растоянии 151 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

Статус раздельного пункта после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) требует уточнения. Возможно, что Край был преобразован в обгонный пункт.

Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Край продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 152 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Край.

По состоянию на 1943 год Край не являлся раздельным пунктом, что следует из техническо-распорядительного акта соседнего обгонного пункта Еманкино от 10.08.1943[2].

С 1946 года Край вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схемах 1948 года[3] и 1955-1975[4][5][6][7] годов Край отсутствует.

О.п. Край вновь появляется в справочнике 1981 года[8] в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 остановочный пункт Край вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 остановочный пункт отсутствует.

Наличие остановочного/раздельного пункта Край на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Золотой Сопки Карталов
1936 [9] Край Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 6 123
1940 [10] Край 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [11]
1944 [12] Край Южно-Уральская железная дорога 7 123
1945 [13]
1948 [3]
1952 [14] Край Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги 7 123
1955 [4]
1962 [5]
1968 [6]
1975 [7]
1990 [15] Ост. п. Край Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 7 123
1999 [16]
2005 [17]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84942)[8]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[8] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[10] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[11] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.