Остановочный пункт Край (закр.)(Челябинская область) |
|
Название | Край |
---|---|
Регион | Челябинская область |
Год открытия | 1931 |
Код ЕСР | 803627 |
Статус | Остановочный пункт (закрытый) |
Принадлежность | – |
до 2012 года | Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги |
до 01.01.2011 | Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 2009 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 03.2005 | Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги |
до 2001 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 30.03.1960 | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 1946 года | Южно-Уральская железная дорога |
до 15.04.1934 | Пермская железная дорога |
Участок | Золотая Сопка – Карталы (7км 4пк) |
Часть 1. Современное состояние
Остановочный пункт Край расположен на границе с Республикой Казахстан в трёх километрах к западу от посёлка Бугристое Бобровского сельского поселения Троицкого района Челябинской области на 7-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Золотая Сопка – Магнай (участок Золотая Сопка – Карталы). По обеим сторонам железнодорожного полотна со смещением на всю длину по направлению движения раньше находились пассажирские платформы длиной около 12 метров (присутствуют на спутниковых снимках 2005-2014 гг). К 2017 году была демонтирована платформа по направлению на ст. Золотая Сопка, к 2018 году – по направлению на ст. Магнай. В ста метрах от местоположения пассажирских платформ справа от железной дороги по направлению на ст. Золотая Сопка расположено одноэтажное строение. Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Край, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.
15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Край вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.
В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Край указан на растоянии 151 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).
Статус раздельного пункта после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) требует уточнения. Возможно, что Край был преобразован в обгонный пункт.
Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Край продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 152 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Край.
По состоянию на 1943 год Край не являлся раздельным пунктом, что следует из техническо-распорядительного акта соседнего обгонного пункта Еманкино от
С 1946 года Край вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.
На схемах
О.п. Край вновь появляется в справочнике 1981
В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.
В 03.2005 остановочный пункт Край вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.
В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.
01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.
В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 остановочный пункт отсутствует.
Наличие остановочного/раздельного пункта Край на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Золотой Сопки | Карталов | |||
1936 [9] | Край | Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | 6 | 123 |
1940 [10] | Край | 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | ||
1943 [11] | – | – | – | – |
1944 [12] | Край | Южно-Уральская железная дорога | 7 | 123 |
1945 [13] | ||||
1948 [3] | – | – | – | – |
1952 [14] | Край | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги | 7 | 123 |
1955 [4] | – | – | – | – |
1962 [5] | ||||
1968 [6] | ||||
1975 [7] | ||||
1990 [15] | Ост. п. Край | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги | 7 | 123 |
1999 [16] | ||||
2005 [17] |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84942)[8]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.
[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[5] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[8] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[10] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[11] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |