государственный флаг России

Станция Гротовский

(Рязанская область)
государственный флаг России
Название Гротовский
Регион Рязанская область
Год открытия 1898
Код ЕСР 603216
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Мичуринский регион
до 01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Московско-Курская железная дорога
до 1930 года Рязанско-Уральская железная дорога
Участок Павелец-Тульский – Раненбург (289км 6пк)
Прилегающие
перегоны
Милославское – Гротовский
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ),
Гротовский – Урусово
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 11.09.2019 по видеосъёмке от 04.2017 и спутниковому снимку от 14.06.2019.

Станция Гротовский Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в 1,2 км к западу-юго-западу от деревни Ляпуновка Большеподовечинского сельского поселения Милославского района Рязанской области на 289-м километре участка Павелец-Тульский – Раненбург. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные перегоны со станций Милославское и Урусово, электрифицированные переменным током 25 кВ. Оба перегона оборудованы 3-значной двусторонней автоблокировкой.

Станция Гротовский фактически представляет собой разъезд поперечного типа, имеющий 4 пути: 2-й, I-й, 3-й и 4-й (все электрифицированы). От 2-го пути в нечётном направлении начинается подъездной путь к заводу по производству кварцевых песков ООО «АВК-Кварц» (по-видимому, в настоящее время не используется).

Сбоку от 2-го пути находится низкая пассажирская платформа из железобетонных плит длиной около 130 метров, оборудованная перильным ограждением. На платформе установлен небольшой металлический навес (остановочный павильон). Также сохранились остатки асфальтового покрытия более длинной старой платформы (длина около 280 метров). С этой же стороны от железнодорожных путей расположен пост ЭЦ, рядом с которым раньше находилось одноэтажное пассажирское здание дореволюционной постройки, снесённое к 2015 году.

Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных опорах контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По I-му главному пути установлена наибольшая допускаемая скорость для всех поездов 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

По-видимому, грузовая работа в настоящее время на станции не ведётся. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Милославское или Раненбург.

Схематический план станции Гротовский по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Гротовский по состоянию на 2013 год.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа.

Часть 2. Историческая справка

Участок Павелец-Тульский - Раненбург от рзд. Гротовский до рзд. Урусово. Участок Павелец-Тульский - Раненбург от ст. Гротовский до ст. Урусово.
Участок Павелец-Тульский – Раненбург
от рзд. Гротовский до рзд. Урусово.
карта масштаба 1:50 000 на 1925 год
Участок Павелец-Тульский – Раненбург
от ст. Гротовский до ст. Урусово.
карта масштаба 1:100 000 на 1990 год

Разъезд Гротовский (Гротовскiй) был открыт в 1898 году[2] при завершении строительства участка Павелец-Тульский – Раненбург Общества Рязанско-Уральской железной дороги. Однако в Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1898 года) разъезд не указан (возможно, что пассажирские поезда первоначально здесь не останавливались).

Разъезд Гротовский присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.

По видимому, в середине 1920-х годов Гротовский получил статус станции.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1925-1936 гг. Гротовский указан на расстоянии 289 километров от Москвы.

В 1930 году участок Павелец-Тульский – Раненбург был передан в состав Московско-Курской железной дороги.

01.12.1934 станция Гротовский вошла в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Гротовский указана на расстоянии 290 километров от Москвы.

В 1946 году станция Гротовский вошла в состав Павелецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога. В соответствии с данным Постановлением участок Богоявленск – Павелец-Тульский должен был отойти Московско-Рязанской железной дороге, однако на схеме 1955 года[4] участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) указан в составе Павелецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Данный исторический период станции Гротовский требует уточнения.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Московско-Курско-Донбасская, Московско-Рязанская и Московско-Окружная железные дороги были объединены в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу, а Юго-Восточная железная дорога была укрупнена за счёт Мичуринского отделения Московско-Рязанской железной дороги и Елецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. По-видимому, одновременно с этими преобразованиями участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) был передан в состав Мичуринского отделения ЮВЖД.

В перечне станций, входящих в состав Юго-Восточной железной дороги по состоянию на 1959 год, ст. Гротовский Мичуринского отделения отнесена к 5-му классу.

В 05.2000 в 3,5 км к юго-востоку от ст. Гротовский по заказу ЗАО «Горнорудная компания «Ранова» началось строительство горно-обогатительного комбината для разработки месторождения кварцевых песков «Горловское», к которому от станции был проложен подъездной путь.

01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Мичуринский регион ЮВЖД.

В 2013 году горно-обогатительный комбинат, вошедший в состав «АВК-Холдинг», был наконец-то открыт. Продолжалось строительство завода по производству кварцевых песков ООО «АВК-Кварц».

Наличие раздельного пункта Гротовский на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Павельца-Сызраньского Павельца-Тульского Троекурово Раненбурга Саратова-Пассажирского
1936 [5] Гротовский Лев-Толстовское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 42 19
1940 [6] Гротовский 7-е Павелецкое отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги
1943 [7] Гротовский Московско-Донбасская железная дорога 559
1944 [8] Гротовский Московско-Донбасская железная дорога 35 19
1945 [9]
1948 [10] Гротовский Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [11]
1955 [4] Гротовский Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [12] Гротовский Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
1968 [13]
1975 [14]
1990 [15]
1999 [16]
2005 [17] Гротовский Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги 35 45

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Гротовский (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ 944/Н от 07.10.2009 80 60 40 40
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 80 60 40 40
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 80 80 80 40 40
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 80 80 80 40 40

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 63281)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.