государственный флаг России

Станция Упрун

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Упрун
Регион Челябинская область
Год открытия 1932
Код ЕСР 804009
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (80км 6пк)
Прилегающие
перегоны
Нижнеувельская – Упрун
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Упрун – Кумысное
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Упрун расположена в 700 метрах к северо-востоку от посёлка Мирный Увельского сельского поселения Увельского района Челябинской области на 80-м километре участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные электрифицированные постоянным током 3 кВ перегоны со станции Нижнеувельская и обгонного пункта Кумысное, оборудованные односторонней автоблокировкой.

Станция поперечного типа, имеет 5 путей: 1-й, II-й, III-й, 4-й и 6-й (все электрифицированы). 5-й путь был разобран в начале 2000-х гг. Между 1-м и II-м, II-м и III-м путями расположены низкие пассажирские платформы длиной 85 метров. Сбоку от 1-го пути находятся пассажирское здание и пост ЭЦ.

В нечётной горловине от 6-го пути отходит подъездной путь, ведущий на тяговую подстанцию ЭЧЭ-56 Троицкой дистанции электроснабжения (ЭЧ-15).

В чётной горловине к продолжению 4-го пути примыкает подъездной путь ООО «ИнМа» (добыча строительного песка).

Станция оборудована электрической централизацией. По II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Окрестности Увельского (ст. Нижнеувельская - ст. Упрун) Окрестности Увельского (ст. Нижнеувельская - ст. Упрун)
Окрестности Увельского
(ст. Нижне-Увельская –
ст. Упрун)
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год
Окрестности Увельского
(ст. Нижне-Увельская –
ст. Упрун)
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы

Станция Упрун ведёт свою историю от одноимённого разъезда, открытого в составе Пермской железной дороги в 1932 году[2] для увеличения пропускной способности участка Еманжелинская – Золотая Сопка в связи с пуском Магнитогорского металлургического комбината.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Упрун вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Упрун указан на расстоянии 105 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Упрун раз. (в указателе 1940 года – просто Упрун) указан на расстоянии 106 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года Упрун вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схемах 1955[3] и 1962[4] годов Упрун отсутствует, затем вновь появляется на схеме 1968[5] года в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги. Вероятно, что после укладки 2-го пути на участке Еманжелинская – Золотая Сопка надобность в раздельном пункте в данном месте сначала отпала, а после электрификации линии в 1966 году (для обустройства подъездных путей к тяговой подстанции) или после начала разработки строительного песка и щебня – вновь возникла.

Схематический план станции Упрун по состоянию на 1999 год
Схематический план станции Упрун по состоянию на 1999 год.
Схема секционирования контактной сети станции Упрун по состоянию на 1999 год
Схема секционирования контактной сети станции Упрун по состоянию на 1999 год.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 станция Упрун вошла в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 станция вошла в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 79,5 км.

Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Наличие раздельного пункта Упрун на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [6] Упрун Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 50 40
1940 [7] Упрун 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [8] Упрун Южно-Уральская железная дорога 80
1944 [9] Упрун Южно-Уральская железная дорога 50 38
1945 [10]
1948 [11] Упрун Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [12]
1955 [3]
1962 [4]
1968 [5] Упрун Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 50 39
1975 [13] Упрун Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 21 39
1990 [14]
1999 [15]
2005 [16]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84970)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[4] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[7] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[8] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.