государственный флаг России

Станция Формачёво

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Формачёво
Регион Челябинская область
Год открытия 1932
Код ЕСР 804206
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Южно-Уральская железная дорога
Челябинский регион
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1975 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Еманжелинск – Золотая Сопка (59км 10пк)
Прилегающие
перегоны
Красносёлка – Формачёво
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Формачёво – Нижнеувельская
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Формачёво – Южноуральск
(1-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Формачёво расположена в трёх километрах к северо-востоку от села Кичигино Увельского района Челябинской области на 59-м километре участка Еманжелинск – Золотая Сопка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Красносёлка и Нижнеувельская, оборудованные односторонней автоблокировкой, и 1-путный перегон со станции Южноуральск, оборудованный релейной полуавтоблокировкой. Все перечисленные перегоны электрифицированы постоянным током 3 кВ.

Станция поперечного типа, имеет 6 путей: 1-й, II-й, III-й, 4-й, 5-й и 6-й (все электрифицированы). Между II-м и III-м путями расположена низкая пассажирская платформа длиной 200 метров, обустроенная в 2015 году полосами безопасности, выполненными тактильной тротуарной плиткой. Сбоку от 1-го пути находятся остатки низкой пассажирской платформы такой же длины, а также одноэтажное пассажирское здание.

В нечётной горловине к продолжению 5-го пути примыкает подъездной путь, ведущий на Кичигинский горно-обогатительный комбинат (ООО «Кварц»), добывающий кварцевые формовочные пески (имеются собственные маневровые тепловозы). В чётной горловине 4-й путь переходит в тупик № 9, предназначенный для отстоя вагонов с опасными грузами (ранее тупик являлся началом перегона на Южноуральск, впоследствии примыкание этого перегона было перенесено). Там же к станции примыкает подъездной путь, ведущий на железнодорожный контейнерный терминал транспортно-логистического комплекса «Южноуральский».

Пассажирская платформа и станционные пути освещаются прожекторами, установленными на жёстких поперечинах опор контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

Станция Формачёво. Подъездной путь на Кичигинский ГОК. Вид в сторону станции от автодороги Челябинск - Троицк. Станция Формачёво. Подъездной путь на Кичигинский ГОК. Вид в сторону ООО «Кварц» от автодороги Челябинск - Троицк.
Станция Формачёво. Подъездной путь на Кичигинский ГОК.
Вид в сторону станции от автодороги Челябинск – Троицк.
август 2013 года [1]
Станция Формачёво. Подъездной путь на Кичигинский ГОК.
Вид в сторону ООО «Кварц» от автодороги Челябинск – Троицк.
август 2013 года [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования;
• приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 24 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования);
• приём и выдача крупнотоннажных 10, 20, 30, 40, 45–футовых контейнеров массой брутто до 30,48 тонн включительно на подъездных путях (путях необщего пользования);
• приём и выдача крупнотоннажных 20-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования);
• приём и выдача крупнотоннажных 10, 30, 40, 45-футовых контейнеров массой брутто до 41 тонны включительно на подъездных путях (путях необщего пользования).

Часть 2. Историческая справка

Окрестности Южноуральска (ст. Красносёлка - ст. Нижнеувельская) Окрестности Южноуральска (ст. Красносёлка - ст. Нижнеувельская)
Окрестности Южноуральска
(ст. Красносёлка –
ст. Нижне-Увельская)
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1983 год
Окрестности Южноуральска
(ст. Красносёлка –
ст. Нижне-Увельская)
предположительно,
по состоянию на 1970-е годы

Станция Формачёво ведёт свою историю от одноимённого разъезда, открытого в составе Пермской железной дороги в 1932 году[3] для увеличения пропускной способности участка Еманжелинская – Золотая Сопка в связи с пуском Магнитогорского металлургического комбината. Название раздельного пункта происходит от фамилии подрядчика, принимавшего участие в строительстве Троицкой железной дороги в 1911-1912 гг.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Формачёво вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Формачёво указан на расстоянии 84 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

В 1936 году началась отгрузка кварцевых формовочных песков на Кичигинском месторождении, открытом рядом с Формачёво.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Формачево раз. (в указателе 1940 года – просто Формачево) указан на расстоянии 85 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I).

С 1946 года станция Формачёво вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

В начале 1950-х годов от станции был проложен подъездной путь на Южноуральскую ГРЭС, которая была введена в эксплуатацию в 1952 году. Впоследствии линия Формачёво – Южноуральск была отнесена к железным дорогам общего пользования.

Станция Формачёво. Пассажирское здание. 1954 год. Станция Формачёво. Паровоз Эм-726-45 на подъездном пути Кичигинского ГОКа.
Станция Формачёво. Пассажирское здание. 1954 год.[4]
Фото загрузил на сайт «PastVu» Goharskiy
Станция Формачёво.
Паровоз Эм-726-45 на подъездном пути Кичигинского ГОКа.[5]
дата снимка неизвестна

С 30.03.1960 в связи с ликвидацией Троицкого отделения ст. Формачёво вошла в состав Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

Начиная со схемы 1975 года[6], станция Формачёво числится в составе Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

По данным техническо-распорядительного акта, утверждённого 16.05.2000, Формачёво является промежуточной станцией 4-го класса.

Схематический план станции Формачёво по состоянию на 2000 год
Схематический план станции Формачёво по состоянию на 2000 год
Схема секционирования контактной сети станции Формачёво по состоянию на 2000 год
Схема секционирования контактной сети станции Формачёво по состоянию на 2000 год

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение станции – 58,9 км.

25.09.2013 к югу от станции Формачёво было начато строительство транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» с железнодорожным контейнерным терминалом, откуда грузы из Китая и Казахстана должны были доставляться по всему Уралу и в другие регионы России автомобильным транспортом.

Приказом начальника Южно-Уральской железной дороги № ЮУрДИ-257 от 30.12.2013 по II-му и III-му главным путям установлена допускаемая скорость движения – 100 км/час для пассажирских поездов и 80 км/час для грузовых, по боковым приемо-отправочным путям и боковому направлению стрелочных переводов – 40 км/час.

04.03.2016 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 83 железнодорожная станция Формачёво открыта по параграфам 8н, 10н, 11н, и 12н Тарифного руководства № 4 для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 общей протяженностью 6187,0 м, принадлежащих ООО «Ресурс», для пользователя услугами железнодорожного транспорта ООО «Лоджик Лэнд».

07.07.2016 на железнодорожный конвейерный терминал ТЛК «Южноуральский» прибыл первый поезд из Китая, однако дальнейшего развития проект не получил. ТЛК так и не вышел на полную мощность, приняв всего несколько контейнерных составов.

Наличие раздельного пункта Формачёво на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Полетаево I Еманжелинска
(Еманжелинской)
Формачёво Золотой Сопки
1936 [7] Формачево Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 29 61
1940 [8] Формачево 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [9] Формачеео Южно-Уральская железная дорога 59
1944 [10] Формачево Южно-Уральская железная дорога 29 59
1945 [11]
1948 [12] Формачево Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [13] Формачёво
1955 [14]
1962 [15] Формачёво Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 29 60
1968 [16]
1975 [6] ФОРМАЧЕВО Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги 29 0 60
1990 [17]
1999 [18]
2005 [19]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84370)[3]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Сайт «PastVu – ретроспектива среды обитания человечества».

[5] Официальный сайт ООО Кичигинский горно-обогатительный комбинат «Кварц».

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[15] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.